28 марта 2024 • Чт • 21:00

Виктор Сидоров: «В Орске остались оптимисты. Пессимисты уже уехали»

10 апреля в эфире «Говорим по делу» Виктор Сидоров и Олег Щербаков


12182
12.04.2012 Область

Лена Файман: - Добрый вечер. Сегодня мы говорим по делу на тему «Бизнес по-орски. Работаем, чтобы жить или выживать». Сегодня у нас в гостях два известных в городе предпринимателя – это Виктор Сидоров и Олег Щербаков. Начнем наш разговор с того, что вспомним, а с чего вы начинали. Каким был рынок 10-20 лет назад?



Орский бизнес начинался с дефицита

Виктор Сидоров: - Орский бизнес начинался с дефицита, как и везде в России. Тогда не было ничего, было легко торговать. Чего бы не привозили, все быстро продавалось. Главное было понять - на 150% наценивать или на 200, чтобы не ошибиться. Было легко и просто, с одной стороны. Но с другой стороны, были проблемы – отсутствие платежных систем. Это деньги в мешках и сумках. Не были отлажены вопросы с безопасностью. Тогда было сложно. Сейчас тоже, только сложности другие. Но ничего в этом страшного нет.



Олег Щербаков: - Если Виктор говорит про дефицит, то у меня была другая история. Я начинал свой магазин с того, что мне предложили продавать холодильники. И на тот момент это был популярный товар. И у людей в домах было по три, а то и по четыре холодильника. Я долго думал, стоит ли этим заниматься, потому что у людей их было в доме по несколько штук. Потом уже добавились газовые плиты и другая бытовая техника, и магазин перерос в полноценный магазин бытовой техники и электроники.

Л.Ф.: - Если сравнивать условия, которые были 15-20 лет назад, с нынешними, они изменились? Что ушло, что осталось? Что прикрыто сегодня другими ширмами?

В.С.: - Безусловно, многое поменялось. Я прекрасно помню, все расчеты были наличными. Все боялись, что фирма, в которую загонишь деньги, лопнет. Многое поменялось. Но сейчас бизнес вырос, а значит, риски другие. Раньше можно было «попасть» на 10 тысяч, сейчас на 10 миллионов. Единственное, что неизменно – работать нужно по 10-12 часов, иначе не будешь развиваться.

Л.Ф.: - Почему было принято решение переходить от одного магазина к созданию сетей?

«Любая остановка - шаг назад. Если не развиваешься, тебя затопчут»

В.С.: - Любая остановка - это шаг назад. Если не развиваешься, значит, тебя затопчут. Это законы экономики.

О.Щ.: - Я поддерживаю Виктора. Дело в том, что, имея хорошие рыночные магазины, можно получить прямые контракты от производителя. А если имеешь маленький магазин, то им не выгодно с тобой сотрудничать. И если у тебя большой магазин, то можно получить прямые цены. А для этого нужны объемы, и этот процесс очень сложно остановить.

Л.Ф.: - Сейчас везде говорят, что малый и средний бизнес должен стать основой экономики. И в этом секторе должно быть задействовано как можно больше людей. Нужна ли поддержка государства? И в какой форме она должна быть?

В.С.: - Хотелось бы, чтобы не мешали. Помощь от государства - это хорошая вещь. Но я считаю, что поддержка должна оказываться слабым. Но слабых в бизнесе не должно быть.

Л.Ф.: - А не мешать - это как?



В.С.: - Очень многие законы, особенно в продовольственном бизнесе, нацелены на то, чтобы убить малый и средний бизнес. Например, 171 ФЗ, который регулирует алкогольную отрасль. Лицензионный сбор – 40 тысяч рублей на одно юридическое лицо. И сравните магазины «Магнит» или «Ринг», которые платят 40 тысяч рублей, и магазин шаговой доступности, который тоже платит такую сумму. Но если сравнивать, сколько зарабатывает сеть и сколько маленький магазинчик, то это совершенно разные суммы. Скажите, кто выживет - большой или маленький? Рано или поздно маленький магазин выдавит сеть.

О.Щ.: - Кто будет определять – сильный, слабый или средний бизнес? В какой именно помощи он нуждается? Это лишний повод для коррупционных схем. Надо дать максимальную возможность предпринимателям развиваться. Государство при всех своих рычагах могло развивать какой-нибудь бизнес внутри страны, а потом его продавать за рубеж. Это было бы правильнее.

320 тысяч оренбуржцев - бизнесмены

Л.Ф.: - При губернаторе создан Областной общественный совет предпринимателей. В феврале этого года состоялось первое заседание. Расскажем коротко, о чем было сказано на этой встрече.

Эксперты говорят

Не просто существовать, а стать генератором идей по совершенствованию работы власти с бизнес-сообществом, призвал Юрий Берг Совет предпринимателей при губернаторе на первом его совещании, которое состоялось в феврале этого года.

* В сфере малого и среднего бизнеса сегодня задействовано более трети экономически активного населения региона, или 320 тысяч оренбуржцев. В регионе создана многоцелевая система поддержки предпринимательства – от предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела до гарантийного обеспечения обязательств субъектов малого и среднего бизнеса. На эти цели в областном бюджете на этот года заложено свыше 300 миллионов рублей. Много это или мало, судить сейчас не будем, но скажем, что за три года доля занятых в сфере малого и среднего бизнеса должна вырасти до 40% от активного населения области. Достичь этого можно, лишь создавая для бизнеса благоприятные условия, деловой климат. Какими должны быть эти условия, что нужно совершенствовать в плане законодательства, на что власти стоит обратить особое внимание – об этом должно сказать нам бизнес-сообщество, в данном сулчае Совет предпринимателей при губернаторе или торгово-промышленная палата. Одной из площадок для реализации совместных инициатив может стать институт уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах. Такую идею предложил Владимир Путин.



* Если говорить о минусах, то и сам министр экономического развития области Вячеслав Васин признает, что областная программа поддержки малого и среднего бизнеса на 2012-14 годы слабо проработана. Нет координации работы Общественных советов предпринимателей с Гарантийным фондом Правительства Оренбургской области, бизнес-инкубаторами. В качестве ограничителя роста бизнеса - недостаток средств. Обеспечить территориальную доступность организаций микрофинансирования - это задача первого плана. Министр также выразил сожаление, что не все из 22 ныне действующих центров поддержки малого предпринимательства действуют эффективно.

Л.Ф.: - Помощь малому и среднему бизнесу в области оказывается. Виктор Владимирович, как вы считаете, 300 млн. рублей - это много или мало?

В.С.: - Достаточно, чтобы поддержать тот или иной бизнес. Я считаю, правильно, что у начинающих предпринимателей есть возможность получить деньги на развитие бизнеса. Правда, не все об этом знают. И есть сложности с написанием бизнес-плана. Но последние три года, я знаю, что это программа работает. Не совсем эффективно, это признают и в министерстве. Где-то процентов 90 начинают разоряться, и бюджетные деньги будут безвозмездно утеряны. Но с другой стороны, люди получат опыт.

Л.Ф.: - Может, эти 300 млн. рублей направить на то, чтобы купить готовый бизнес и развить его у нас в области?



О.Щ.: - Если рассуждать на тему поддержки начинающим предпринимателям, то давайте предположим, что, например, совхоз Заречный купил оборудование на 300 тысяч рублей (прим. редакции: 300 тыс. рублей - максимальная сумма, которую можно получить в качестве гранта), вырастил огурцы и помидоры и закатал в банки. Но это полдела. Нужно же как-то умудриться, чтобы эту продукцию продвинуть в торговые сети. Как раз поддержка государства была бы хороша в том, чтобы продвигать внутреннего производителя в торговые сети. Ведь в наших магазинах мы можем увидеть баклажаны из Краснодарского края, хотя их у нас тоже выращивают.

Л.Ф.: - Начинающие предприниматели попадают в то же налоговое бремя, что и уже окрепшие. Ведь, к примеру, в тех же США есть так называемый бонус «первого года», когда предоставляется скидка по налогам в 50%.

В.С.: - Миллиарды вкладываются в технопарки, в бизнес-инкубаторы. Но они пока работают неэффективно. Хорошая мысль - налоговая льгота в первый год. Есть для предпринимателей такая преференция, как упрощенная система налогообложения. Но сама бухгалтерия и отчетность, которую нужно сдавать в РФ, очень сложная. Начинающий предприниматель попадает в такие тиски отчетности, что справиться с этим практически невозможно. Приведу такой пример: у нас в стране насчитывается около 2-х миллионов бухгалтеров. Считайте сами, сколько это в процентах, если всего населения в стране 140 млн. человек. Да, и еще такой момент: за последний год количество предпринимателей в Орске сократилось почти на 15%. Не знаю, как при таких обстоятельствах будет решаться задача по увеличению людей, занятых в бизнесе. А планка стоит в 40% от активного населения.

«Конкуренция - это хорошо. Но все хорошо в меру»

Л.Ф.: -Какое влияние оказывает на местный бизнес приход федеральных сетей? На эту тему есть вопрос от посетителя сайта Урал56.Ру.

- Олег, как на Вашем бизнесе отразилось открытие магазина DNS? Говорят, они обрушили цены.

О.Щ.: - Когда я открывал свой первый магазин, то у меня было ощущение, что я нахожусь в дикой конкуренции. Ощущение никуда не делось за все те годы, что мы работаем. Настолько сильно к нему привыкаешь, что для меня ничего не меняется. На мне приход этой сети никак не отразился. Но если говорить о приходе федеральных сетей в город, то, конечно, очень сложно конкурировать с теми, которые не считаю деньги, за которыми не стоит экономика. Очень часто у них стоит цель получить не прибыль, а объемы, валы и т.д.

Л.Ф.: - А чего хорошего несут в город федеральные сети?

В.С.:
- Чем выше конкуренция, тем лучше мы начинаем работать. Конкуренция - это хорошо. Но все хорошо в меру. В продовольственном бизнесе закон гласит, что более 25% не должно быть у одной сети в регионе. Безусловно, это нужно отслеживать. Тактика «выжженной земли», которую проводит торговая сеть «Магнит», уже принесла свои результаты. Например, в поселке Энергетик, где на 10 тысяч населения два «Магнита», где почти никого не осталось из местных предпринимателей, цены в итоге стали где-то на 15% выше, чем в Орске. Вся эта дешевизна до тех пор, пока не становишься монополистом и не начинаешь диктовать свои условия.

Л.Ф.: - А сколько денег остается в городе, где работают федеральные сети?



В.С.: - Львиная доля налогов оседает в тех городах, где они зарегистрированы.

Л.Ф.:
- Социально-экономическое партнерство в Орске развито. Участвуют ли они в нем?

В.С.:
- Я таких фактов не знаю.

О.Щ.: - Я могу привести пример из личного опыта. У нас было несколько магазинов в Пензе. И мы старались откликаться на те или иные вопросы этого города. Но при этом мы четко знали, что в «Эльдорадо», которое находилось с нами по соседству, такая политика не проводилась. Там был целый штат юристов, которые сразу включались в бой, когда приходило то или иное письмо с просьбой помочь. Как правило, федеральные сети ставят жесткие условия, и никаких социально-экономических партнерств быть не может. Это жесткий капитализм.

С кем легче работать: с Юрием Бергом или Виктором Францем?

Вопрос с сайта Урал56.Ру

- С кем Вам легче работалось - с Бергом или Францем? Бытует мнение, что с переходом Юрия Александровича в Оренбург с администрацией работать стало сложнее!

О.Щ.: - Я могу сказать абсолютно честно. Для меня ничего не изменилось: что Юрий Александрович, что Виктор Абрамович. Мы живем внутри Орска и не ощущаем влияние администрации.

В.С.:
- Счастливый предприниматель, который этого не почувствовал… (смеется). Если продолжить высказывание Олега, то власть должна работать так, чтобы ее не замечали, что есть какая-то проблема. Ведь мы когда вспоминаем про власть? Когда рвутся трубы, отключают воду, дороги разбиты. Если люди не будут ощущать этих проблем, значит, власть работает хорошо. А что касается бизнеса, если говорить о том, с кем лучше работалось. Однозначно и бесповоротно: что один, что другой - грамотные и нормальные руководители. И одним и другим помогаем в рамках социально-экономического партнерства. И могу сказать, что деньги «налево» не уходят.



Вопрос с сайта Урал56.Ру

- Виктор, правда ли, что в городе существует негласный сговор среди «продуктовиков» против всех неместных сетей? И якобы сам Юрий Берг активно принимал в этом участие в ответ на Ваш вклад в соцпартнерство? В частности, долго не давал разрешение на строительство гипермаркету «Магнит».

В.С.: - Проект гипермаркета «Магнит» был, безусловно, тяжелым, потому что он находится в охранной зоне реки Елшанка. И нужно было соблюсти все экологические требования. Не знаю, насколько они соблюдены. А по поводу сговора я ничего не знаю. А кто у нас неместные сети? Только «Магнит». Все остальные местные, оренбургские.

«Пока не решится экологическая проблема, орский бизнес развиваться не будет»

Л.Ф.: - Так что ждет местный бизнес? На что нужно делать ставку?

О.Щ.: - Я отвечу так, как вы не ожидали. Очень многие «делают ноги» из-за экологической обстановки. Почему? А потому что вроде бы заработали денег, построили дома. А когда выходим на улицу, мы попадаем туда, куда попадаем. Пока не будет решена экологическая проблема, развития бизнеса в городе не будет. Будет тогда смысл приезжать в Орск, растить здесь детей.

В.С.: - Безусловно, я считаю, что нужно развивать производство. Правда, сейчас система налогообложения никак это не стимулирует. Без производства город не выживет, но больших монстров здесь не нужно. Не хромовых заводов, не никелькомбинатов. Ведь мы же прекрасно знаем, что они не занимаются здесь развитием, а только говорят об этом. Экологические установки, электропечи и т.п. - я об этом слышу последние 15 лет. А воз и ныне там. Но в любом случае, я верю в развитие бизнеса в Орске. Говорят, что в России остались оптимисты, а пессимисты уже уехали. В Орске то же самое.

Ссылка по теме:

Анонс программы «Говорим по делу» с Виктором Сидоровым и Олегом Щербаковым



Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел