29 марта 2024 • Пт • 15:45

Спорт высших достижений: наши герои

В эфире Павел Полтавцев, Ольга Байдалова и Владимир Красников


17178
24.09.2012 Область

Сергей Корносенков: — Здравствуйте. В эфире программа «Говорим по делу». Тема сегодняшнего эфира: «Спорт высоких достижений». У нас в студии: мастер спорта, чемпион Паралимпийских игр в Лондоне, установивший мировой рекорд, Павел Полтавцев, тренер Павла, заслуженный тренер России Ольга Байдалова, заслуженный тренер России по волейболу Владимир Красников, спортивный обозреватель сайта Урал56.Ру Константин Мусафиров.



Павел Полтавцев - чемпион Паралимпиады в Лондоне

Сергей Корносенков: — Павел, 12 сентября вы вернулись вместе с Ольгой Николаевной в Новотроицк с Паралимпийских игр в Лондоне. Такого патриотического подъема не было давно. И в Орске, и в Новотроицке особенно. Ты установил новый мировой рекорд, проплыв дистанцию 100 метров брассом за 1 минуту 4,2 секунды. И стал первым паралимпийским чемпионом не только в Новотроицке, но и во всей Оренбургской области. Павел и Ольга, какие чувства вы испытывали 8 сентября в Лондоне, когда увидели результат и поняли, что это «золото» и мировой рекорд?


Павел Полтавцев: — Осознание пришло, когда стоял на пьедестале. К этому выступлению много готовились, и все волнения были отложены на второй план. А когда играл гимн, я стоял на пьедестале, было очень приятно. Стоит работать 15 лет ради победы.

Ольга Байдалова: — День 8 сентября казался очень длинным. Самое главное — это предварительная часть. Когда я увидела, как Павел плывет предварительную дистанцию, я поняла, что он готов: он очень легко плыл, свободно. Оставалось только ждать финала и не перегореть. Когда мы пришли на старт, я очень переживала. У меня тряслись колени. Я тогда подумала: «Если так переживаю я, то каково тогда ему?» Когда Павел прыгнул в воду, я успокоилась. Ведь мы никак не можем помочь спортсмену. Единственное, что мы можем — болеть и свистеть. Когда же он коснулся бортика, и я посмотрела на электронное табло, меня смогли остановить только полицейские.


Сергей Корносенков: — Как спортсмены справляются с волнением? Вообще реально заснуть в ночь перед выступлением?

Павел Полтавцев: — Я думаю, это зависит от самого спортсмена. Мы выходим на старт несколько раз в год, так что со временем привыкаешь к этой нервотрепке. Но легкий мандраж полезен перед стартом. Главное — не перегореть и быть натянутым, как струна.

Сергей Корносенков: — Павел, насколько я знаю, это не первый твой мировой рекорд?

Павел Полтавцев: — Это моя коронная дистанция. Первый мировой рекорд я установил в Бразилии на короткой воде (прим. ред. – 25 метров). Непосредственный рекорд мира я установил в Голландии в 2010 году — 1 минута 5,96 сек. За три-четыре месяца до Олимпиады мой рекорд перебил южноафриканец Кевин Паул. Сейчас мой рекорд — 1 минута 42 секунды.

Сергей Корносенков: — Ольга, по вашему мнению, какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы добиться успеха? Это талант или работа?

Ольга Байдалова: — Талантливый работник – это находка для тренера. Все идет от характера и головы спортсмена. Если он дурак, с ним далеко не уйдешь. Даже если он талантливый, но голова не думает, рано или поздно на соревнованиях он допустит ошибку. Спортсмен должен думать. Естественно, важна сила духа и характер.


Константин Мусафиров: — Играет ли тактика в плавании решающую роль?

Павел Полтавцев: — Я не думаю, что в нашем виде спорта какие-то тактические ходы несут колоссальный результат.

Ольга Байдалова: — Если более широко говорить о тактике, мы плывем два-три раза в день. Естественно, задача спортсмена — попасть в финал. Утром он не плывет максимально быстро, так как не хватит сил на вечерний заплыв, и нужно будет очень много сил на восстановление. Задача утреннего заплыва – попасть в финал и оставить силы на главный заплыв. В этом и тактика.

Сергей Корносенков: — Если отойти от спортивной тематики, расскажите о своих впечатлениях от Лондона?

Ольга Байдалова: — Я думаю, Павел со мной согласится — это был сплошной напряг. Нам не повезло — мы плыли в самый последний день. Это морально тяжело. Коллеги по сборной уже прошли свои дистанции, а ты не даешь себе расслабляться до последнего. 8 сентября Павел проплыл, а 9 сентября мы уже уехали.

Константин Мусафиров: — Перед золотой наградой в копилке Павла уже были серебро и бронза. Как вы восприняли эти награды? Я имею в виду эстафеты.

Ольга Байдалова:
— Серебро было в этот же день. Спустя три часа после финала, когда уже по орскому времени было 01:45 ночи. Такая степень напряжения и груз ответственности, когда ты плывешь за страну и понимаешь, что тут ошибок быть не должно.

Константин Мусафиров: — Павел, в команде сложнее плыть? Ответственнее?

Павел Полтавцев: — В команде забойнее и спокойнее. Во-первых, когда выходишь не один на старт, это уже полегче. Нас четверо вышло. Во-вторых, если мы на первом этапе проигрываем, ты понимаешь, что гонка еще не завершена, еще все впереди. Стараешься показать максимум, ты проплываешь, передаешь эстафету, выходишь и с такими же силами начинаешь орать, поддерживать, болеть за своего. Но все-таки мы четыре сотых отдали.

Константин Мусафиров: — Вообще перевоплощение из участника в болельщика как ты воспринял? Как только из воды вышел, ты сразу становишься болельщиком?

Павел Полтавцев: — Конечно, а как же за своих не поболеть?!

Сергей Корносенков: Кстати, к вопросу о болельщиках. Вы когда приехали 12 сентября, на самом деле повод такой для национальной гордости в Орске и в Новотроицке встречали вас. Это и в СМИ освещалось. Когда вы уже приехали сюда, какие чувства и эмоции были?

Ольга Байдалова: — Мы даже не рассчитывали на такую встречу. Думали, приедет глава Новотроицка Галина Чижова, работники бассейна, мы дадим интервью и поедем по домам. Но то, что мы увидели у бассейна, нас поразило! Хочу, пользуясь поводом, поблагодарить всех, кто нас встречал и организовал нам этот праздник.


Сергей Корносенков: — По вашему мнению, одной из профессиональных болезней спортсмена может стать «звездная болезнь»?

Ольга Байдалова: — Конечно, все может быть!

Владимир Красников — первый тренер
орчан-олимпийских чемпионов по волейболу



Сергей Корносенков: Владимир Васильевич, вы представляете ту плеяду людей, то горнило, в котором выковывается характер и воля к победе будущих спортсменов. Сколько лет вы в спорте? Сколько лет готовите спортсменов?

Владимир Красников: — Столько не живут, сколько я в спорте (смеется).

Константин Мусафиров: — Напомню, Владимир Красников воспитал не только Николая Апаликова, но и еще одного известного волейболиста – Александра Герасимова, серебряного призера Олимпийских игр.

Сергей Корносенков: — Сколько лет вы на тренерской работе?

Владимир Красников: — С 1975 года. Стали открывать в Орске отделение волейбола в спортивной школе имени Гузеева, а тренеров нет. Я тогда работал в школе №30, и меня перевели в тренеры. А вообще раньше я мужчин тренировал и сам играл. Это где-то с 1959 года.

Константин Мусафиров: — А еще Владимир Васильевич и боксом занимался. Такой универсальный спортсмен.


Сергей Корносенков: — Владимир Васильевич, мало, кто знает, что у нас в Новотроицке чемпион Паралимпиады. В Орске – чемпион Олимпиады. У вас есть воспитанники, которые попали в большой волейбол. Вы следите за их судьбой?

Владимир Красников: — Конечно, слежу! С Николаем общаемся только по телефону, а с Герасимовым видимся. Сейчас он и сам стал тренером. Александр Герасимов, еще занимаясь у меня, уже был кандидатом в сборную России. Николай тяжелее входил. Я рекомендовал его в Свердловск.

Сергей Корносенков: — Предлагаю послушать совет, как воспитать чемпиона от родителей Николая Апаликова Сергея Николаевича и Надежды Николаевны:

Надежда Апаликова:
— Я всегда говорила, что я верю, ты у меня самый лучший. Когда он был еще маленький, его со взрослыми ставили.
Сергей Апаликов: — Конечно, многое значат в становлении спортсмена родители. Они должны чувствовать своего ребенка, помогать, поддерживать. Даже, когда у ребенка нет сил, его нужно убедить, чтобы он продолжал идти к своей цели.



Владимир Красников: — Правильно, от родителей многое зависит.

Ольга Байдалова: — Я считаю, что все же поддержка должна быть без фанатизма.

Владимир Красников: — Естественно, все это должно быть в разумных пределах.

Сергей Корносенков: — Кстати, когда Сергей Николаевич Апаликов отвечал на вопрос, почему отдал сына в волейбол, хотя сам баскетболист, он сказал, потому, что был тренер достойный по волейболу.

Владимир Красников: — Вообще интересно получилось: Николая записали в волейбольную секцию в тот день, когда он родился. Я шел и встретил Сергея, отца Николая, он говорит, мол, поздравь меня, сын родился. ну, и тут же попросил записать в секцию.

Константин Мусафиров: — Павел, а как у тебя складываются отношения в семье, с родителями и тренером?

Павел Полтавцев: — Если бы не мама (царство ей небесное), я бы вообще спортом не занимался и с плаванием «завязал» бы лет шесть назад. Да, у любого спортсмена настанет тот момент, когда захочется бросить спорт. В этот момент, как правило, спортсмен еще несовершеннолетний. Тогда именно родители играют очень большую роль. Скажу честно, меня заставляли ходить в бассейн. Бывало такое, что я специально пойду где-нибудь плавки и полотенце намочу, а потом иду с рюкзаком домой вроде как был на тренировке.

Сергей Корносенков: — Владимир Васильевич, если вернуться к финальному матчу по волейболу между сборной России и сборной Бразилии, вы следили за ходом матча?


Владимир Красников: — Конечно следил! Две партии вообще переживали.

Константин Мусафиров: — Надежда в третьей партии появилась. Честно говоря, я не выдержал, выключил.

Ольга Байдалова: «Чемпионами не рождаются, чемпионами становятся»

Сергей Корносенков: — Предлагаю от позитивных моментов и побед перейти к проблематике. У нас есть, кем гордиться и чем гордиться, но можем ли мы гордиться спортом вообще? На общероссийском уровне, областном, городском?

Владимир Красников: — В Орске у нас ничего не делается. Команд взрослых нет нигде.

Константин Мусафиров: — Пожалуй, это не только к Орску относится, но и ко всему Восточному Оренбуржью.

Ольга Байдалова: — А как же оренбургская «Надежда», баскетбол?

Владимир Красников: — Мы как-то сидели с двумя девушками с этой команды у губернатора. У них закончится контракт, они в другую команду уйдут.

Сергей Корносенков: А как обстоят дела в Новотроицке?

Владимир Красников: — Там почти нет волейбола.

Павел Полтавцев: —  У нас есть футбол – «Носта».

Сергей Корносенков: — А что касается пловцов? Насколько я понимаю, Орск и Новотроицк находятся в связке?

Ольга Байдалова: — Да, мы работаем с Ириной Павловной Симаковой. Это спортивный клуб «Надежда», и на протяжении многих лет только мы с ней за Орск и Новотроицк плывем. В основном мы стараемся вместе поддерживать оренбургское плавание. Благодаря поддержке группы предприятий «Ринг». В то же время, многое зависит от детей и родителей. Слабая поддержка родителей, слабая финансовая поддержка. Слишком мало вкладывается по сравнению с другими городами России, с которыми приходится соперничать и попадать в сборную.


Константин Мусафиров: — Но есть звездочки, самоотверженность тренеров. Есть бассейны, но базового центра пока не существует. Как, например, в Новосибирске, Самаре. Почему наши девчонки и мальчишки уезжают? Наверное, это все логично. Если совершенствоваться, то надо выходить на новый уровень подготовки.

Ольга Байдалова: — Чтобы стать мастером спорта по плаванию, даже КМС по плаванию, требуется талантливый ребенок в возрасте 6–8 лет. Но за 8-10 лет его тренировок очень мало обращают внимания. Конечно, когда Полтавцев попал в сборную, у него уже шла подготовка к Олимпиаде. Были приложены все усилия. Поступила помощь от Министерства спорта и туризма Оренбургской области, и от города, от компании «Металлинвест», за что им большое спасибо. Все необходимое для подготовки мы получили. НО лучше, конечно, если будут раньше обращать внимание на детей. Чемпионами не рождаются, чемпионами становятся.

Сергей Корносенков: — У нас есть чемпионы, звезды, но они, по большому счету, рождаются вопреки, а не благодаря? Получается так?

Ольга Байдалова: — Я бы не сказала, что вопреки. Я всегда говорила, что результат — это замкнутая цепь. Это, прежде всего, семья, школа, помощь педагогов. Они должны понимать, что для ребенка это нагрузка. Специфика плавания – две тренировки в день. Это подъем в 5 утра, потому что в 6 тренировка, а затем школа. Потом опять тренировка. Нужно учителям с пониманием относиться. Тренер – это сам спортсмен. Его методика, режим. Если какое-то звено рвется, результата большого не будет.

Сергей Корносенков: — Сейчас такого конвейера, где все факторы совпадают, нет.

Ольга Байдалова: — Если речь идет о спорте, тут не надо говорить о конвейере. На сто тысяч детей рождается один чемпион мира, чемпион Европы. И проходит большое количество детей, с которыми ты работаешь, но не все могут дойти до такого результата.


Владимир Красников: — А сколько сейчас больных детей с нашей-то экологией?! Я как тренер по волейболу все-таки подбираю повыше ребят.

Константин Мусафиров: — Владимир Васильевич, я вспоминаю вашего коллегу Иммануила Михайловича Корсунского, известного тренера из Новотроицка. Я видел его последние команды девочек. Интересные команды, интересные девчонки, но многие были невысокого роста. Их вызывали на зональные сборы в Ижевск, но дальше они не продвигались. И тогда трудно тренеру сказать спортсмену, что дальше роста не будет.

Владимир Красников: — Многие сами уже знают. У меня команда мальчишки 1999-2000 года рождения. Бывает такое, что болеют, в школу не ходят, а на тренировку все равно приходят. Волейбол для них – дело святое. Они уже сейчас понимают, что надо.

Сергей Корносенков: — Владимир Васильевич, если сравнить советское время и сейчас: чем отличается массовый спорт тогда и сейчас?

Владимир Красников: — Никакого сравнения быть не может. Тогда хоть какие-то средства выделяли. Сейчас крайне мало. 60 тысяч на волейбол. Соберем немного – съездим на соревнования. И заработная плата у тренера оставляет желать лучшего. С кем я учился, немногие теперь работают в спорте. Ну, кто на 5600 пойдет? Если нет финансов? Одеть не во что? Играть и тренироваться нечем? Недавно приезжала команда из Новокуйбышева из специализированной волейбольной школы. У них бюджет 4 миллиона!

Константин Мусафиров: — Вот в таких условиях можно работать и играть, а без игр не будет спортивного роста.

Владимир Красников: — Тем более, что ребенку показать надо и центры в других городах, но не покажешь.

Константин Мусафиров: — В основном, большая часть расходов ложится на плечи родителей. Это уже избитая тема.



Сергей Корносенков: — Предлагаю послушать комментарии Виктора Владимировича Сидорова, директора группы предприятий «Ринг» и Сергея Николаевича Ротмистрова, председателя спорткомитета администрации Орска:


С
ергей Корносенков: — Виктор Владимирович, каковы мотивы поддержки вами спорта?

Виктор Сидоров: — Задумываюсь о подрастающем поколении.

Сергей Корносенков: — Должно ли об этом задумываться государство?

Виктор Сидоров: — Это прямая обязанность государства.

Сергей Корносенков: —
Как эта обязанность выполняется государством?

Виктор Сидоров:На федеральном уровне эта обязанность выполняется хорошо, на областном – средне, на муниципальном – неудовлетворительно из-за отсутствия денег.

Сергей Корносенков: — Какие наиболее актуальные проблемы стоят в спорте на городском и областному уровнях?


Виктор Сидоров: В области и в городе очень мало качественных спортивных сооружений. В плохом состоянии футбол – это стадионы «Лидер» и «Пищевик». А больше у нас и нет ничего. Финансирование – очень больной вопрос, я считаю, что его недостаточно. Для проведения любых соревнований все спортивные сооружения просят оплатить аренду. Очень накладно получается. И это не говоря о том, что людям надо выезжать на соревнования.
 


Сергей Корносенков:
— Сергей Николаевич, какова ваша оценка финансирования спорта в городе?


Сергей Ротмистров: — Конечно же, финансируется спорт недостаточно, особенно, что касается спорта высших достижений. Необходима и форма, и питание. Конечно, это стоит больших денег. И не могу сказать, что в этом плане у нас все в порядке. С другой стороны, отрадно отметить, что в Орске направляются средства на развитие спорта. Это строительство спортивной базы. В первую очередь, ледовый ФОК, стадион «Авангард». Однако финансирование спортивных соревнований оставляет желать лучшего. Но я надеюсь, что ситуация изменится в лучшую сторону. Без спорта массового не будет спортсменов высокого уровня. Был такой лозунг: «От массовости к мастерству», он справедлив.


Сергей Корносенков: — В одном из интервью было сказано, что Павел Полтавцев - первый паралимпийский чемпион во всей Оренбургской области, и теперь наш регион получит новый импульс для развития массового спорта для людей с ограниченными  возможностями. В чем этот импульс может выражаться?


Ольга Байдалова: — При встрече Юрий Берг спросил у Валерия Брынцева что делается, и я поняла, что на данный момент будет разрабатываться программа для подготовки развития людей с ограниченными способностям и совместно с ОГПУ будут подготавливаться специалисты для работы с такими людьми, чтобы они занимались спортом. Конечно, надо было изначально строить спортивные сооружения, учитывая этот аспект, например, к нам в бассейн колясочнику просто не подняться.

Сергей Корносенков:
— Давайте послушаем комментарий президента Российской Федерации Владимира Путина:


Владимир Путин: — У нас есть соответствующая программа развития спорта. В ней уделяется внимания и людям с ограниченными возможностями. Конечно, для спортсменов высокого уровня кое-что сделано за последнее время, и, я думаю, это заметно. Но, в целом, здесь еще много проблем. Мы планируем дойти до такого уровня в 2015 году, когда 10% людей с ограниченными возможностями будут заниматься спортом. А в 2020 году – уже 20%. На сегодняшний день, этого всего 1,5%. Это недопустимо мало. Но ваш пример заразителен.

Сергей Корносенков: — И последний вопрос к каждому: что нужно делать, чтобы развивать спортивную жизнь?

Владимир Красников: — В первую очередь обратить внимание на детские спортивные школы, откуда идут все резервы. Когда притока этого не будет, все закончится. Нужно хоть какие-то условия создать.

Ольга Байдалова: — Павел состоялся уже как спортсмен, но с остальными дело остается сложным. Часто тренерам приходится искать спонсоров, вкладывать свои деньги... сами спортсмены вкладывают. Нужно внимание и финансирование спортивных школ.

Павел Полтавцев: — Самое главное – обращать внимание на резервы.

Константин Мусафиров: — Да, нужна подпитка для детских школ, но очень важно и то, чтобы в общеобразовательных школах учителя поддерживали спортивные начинания ребят.

Сергей Корносенков:
— Спасибо! Будем надеяться, что так и произойдет. Это была программа «Говорим по делу», до новых встреч в эфире.


Ссылки по теме:

В Новотроицк вернулся Павел Полтавцев – 12.09.2012
Звездный час Владимира Красникова - 13.08.2012
Волейболисты России стали олимпийскими чемпионами - 12.08.2012

Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел