28 марта 2024 • Чт • 16:15

«Говорим по делу»: кому ставить тахографы?

С 1 апреля ГИБДД начнет штрафовать автовладельцев


223415
29.01.2013 Область




Новые подробности от 1 апреля 2015 года:

Госавтоинспекция напоминает: с 1 апреля 2015 года на всех транспортных средствах, перевозящих грузы и имеющих массу более 3,5, но не выше 12 тонн (категория N2), должны быть установлены тахографы.

Напомним, что до этого уже были введены сроки установки для автобусов двух категорий М2 и М3 — 1 июля 2014 года, а с 1 сентября 2014 года актуальной обязательная установка стала для грузовых транспортных средств категории N3, имеющих массу, превышающую 12 тонн.


Новые подробности от 1 сентября 2014 года:

С 1 сентября не выпустят в рейс без тахографов небольшие грузовики. Требование касается транспорта, который выполняет заказы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


Новые подробности от 29 марта 2013 года:

Автобусы, которые осуществляют регулярные перевозки, освободили от установки тахографов. В Министерстве транспорта РФ принят проект, по которому на транспортные средства, оборудованные для перевозок более восьми человек, установка тахографа не обязательна.

Эфир «Говорим по делу» от 21 января 2013 года:

Сергей Корносенков: — Приветствую всех слушателей радио «Шансон» и посетителей сайта Урал56.Ру. Тема эфира: «Установка тахографов: кому следует задуматься?» У нас в гостях Вячеслав Гаврилов, заместитель директора ООО «Лиана» (магазин «Техцентр»). Компания авторизована для установки тахографов на транспортные средства на территории РФ. Для справки: В России уже с 23 января 2013 года тахограф стал обязательным к применению при перевозке пассажиров и опасных грузов. А с 1 апреля 2013 года наличие цифрового тахографа станет обязательным для всего колесного транспорта, принадлежащего юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Так что если вы еще не задумались об установке тахографа — самое время. 

Что «умеет» тахограф? 

Сергей Корносенков: — Вячеслав, что собой представляет тахограф? 

Вячеслав Гаврилов: — Это прибор, который служит для контроля, учета труда и отдыха водителя, в соответствии с трудовым законодательством. Водитель должен двигаться и отдыхать в строго определенное время. Внешне тахограф напоминает магнитолу или таксометр. Также выдает чеки, но имеет два слота для карты водителя. 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Сергей Корносенков: — Какой функционал предусмотрен в тахографах?

Вячеслав Гаврилов: — Все указано в постановлении о техническом регламенте. Помимо контроля времени работы и отдыха, в прибор включены такие параметры как маршрут движения, тревожная кнопка, громкая связь и ряд других дополнительных параметров. 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Сергей Корносенков: — Существуют ли разные виды тахографов или он универсальный? 

Вячеслав Гаврилов: — Есть два вида: аналоговые и цифровые тахографы. Первые из них устанавливали до 2010 года. Срок их работы неограничен, за исключением выхода из строя или списания автомобиля. После 2010 года разрешается монтировать только цифровые тахографы, поскольку аналоговый аппарат не позволяет контролировать маршрут. 

Сергей Корносенков: — То есть, если тахографы старого типа уже установлены, то их менять не надо? А если устанавливать сейчас, то только нового типа? 

Вячеслав Гаврилов: — Да. 

Тахографы: три варианта считывания информации 

Сергей Корносенков: — Тахографы шифруют информацию?  

Вячеслав Гаврилов: — Сейчас устройство не шифрует. Проект, согласно которому все тахографы должны будут шифровать информацию, находится на стадии подписания. Вообще, считывать информацию можно несколькими способами. Во-первых, через карту водителя. Она хранит в себе данные о сотруднике, в том числе фотографию и автограф на протяжении 28 рабочих дней. Существует карта проверяющего, которая действует 365 дней, а также карта предприятия, которая, как правило, находится у главного механика, и карта мастерской. С ее помощью программируется тахограф. 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

— Во-вторых, данные можно получить, распечатав на чековой ленте. Здесь нужно учитывать, если водитель превысил скорость, то такая информация будет отягчающим обстоятельством при разборе ДТП. А просто так, без ДТП, штраф не предусматривается, если, например, нарушение скоростного режима заметил сотрудник предприятия. 

— В-третьих, в любом тахографе есть USB-слот, который позволяет перенести данные на компьютер. Когда проверяющий получает данные, то прибор фиксирует, когда это было сделано и некоторые другие параметры.  

Сергей Корносенков: — Если карта не вставлена в тахограф, автомобиль не заведется? 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Вячеслав Гаврилов: — Автомобиль заведется, все будет работать. Только тахограф окажется не активированным. За это могут быть санкции согласно пункту 11.23«Управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки и просто перевозки с выключенным тахографом, а равно как с незаполненными тахограммами без ведения регистрационных листков влечет административный штраф в размере от 1000 до 3000 рублей – на водителя и от 3000 до 10000 рублей – на ответственное лицо». Это относится к неисправным приборам. Однако бывают ситуации, когда прибор выходит из строя во время рабочего дня, когда его проверяет сотрудник ГИБДД, тогда штрафа не будет. Водителю дадут время вернуться в парк и восстановить тахограф. 

Кто попал под действие закона? 

Сергей Корносенков: — Вячеслав, какие категории попадают под действие закона? Кому следует уже сегодня позаботиться об установке тахографа? 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Вячеслав Гаврилов: — Наличие прибора прописано двумя федеральными законами. Это ФЗ-№720 и ФЗ-№78 «О безопасности движения транспортного средства». В первом из них четко прописано, что транспортные средства категории М-2, М-3, N-2, N-3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, выпущенные в обращение после 29 сентября 2010 года, должны эксплуатироваться только при наличии цифрового тахографа. Это относится к транспортным средствам, в котором более 8 пассажирских мест и к грузоперевозкам общей массой более 3,5 тонн. По закону с 23 января 2013 года на такие виды транспорта нужно установить тахографы. При его отсутствии может быть выписано замечание, которое передадут в трудовую инспекцию. А с 1 апреля 2013 года введут административные штрафы. 

Сергей Корносенков: — В эту категорию попадают автомобили, которые принадлежат юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям? 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Вячеслав Гаврилов: — В законе речь идет о коммерческих перевозках. Хотя в ФЗ-№78 слово «коммерческий» опущено. Но многие ссылаются на ФЗ-№720, где строго прописано понятие «коммерческий»: «Любая деятельность предприятия, отвечающая законодательству РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» является коммерческой. Данное положение не зависит от того, является ли перевозка конечной услугой на рынке или составной частью одного производственного процесса. К некоммерческим перевозкам относят перевозки, осуществляемые на личных семейных и иных нуждах, не связанных с предпринимательской деятельностью». 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

— Кроме того, есть регламент Таможенного союза «О безопасности колесно-транспортных средств». Там прописано: «Коммерческие перевозки — это перевозки пассажиров или грузов колесно-транспортными средствами, связанными с осуществлением предпринимательской деятельности». То есть, например, есть предприятие, в уставе которого прописано коммерческое направление деятельности, значит, все его перевозки даже внутри завода считаются коммерческими. В том числе, это касается и коммунальных служб. 

 Авто без тахографа за границу не пустят 

Сергей Корносенков: — Тем, у кого установлены системы мониторинга автотранспорта GPS или ГЛОНАСС, нужно устанавливать тахографы? 

Вячеслав Гаврилов: — Многие путают предназначение этих приборов. ГЛОНАСС служит для контроля передвижения. А тахограф фиксирует работу и отдых конкретного водителя. 

Сергей Корносенков: — То есть ГЛОНАСС не заменяет тахограф. С какими другими наиболее частыми вопросами или мнениями относительно установки тахографов вы сталкиваетесь? 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Вячеслав Гаврилов: — Высказывают, например, что такие нововведения могут отменить, потому что это очень существенная нагрузка на предприятие. Но соответствующий закон принят уже довольно давно (еще в 2009 году). В Татарстане, Подмосковье, Екатеринбурге сейчас идет активная установка приборов. Многие водители едут за границу, например, в Белоруссию, а наши автомобили без тахографов за рубеж не пускают. 

Такси и маршрутки освободят от тахографов? 

Сергей Корносенков: — Будут ли оборудованы тахографами такси и маршрутные автобусы? 

Вячеслав Гаврилов: — Сейчас они по закону должны устанавливать такие приборы. Это прописано двумя федеральными законами. Но в Минтрансе рассматривают проект по отмене тахографов на такси и маршрутные автобусы. С другой стороны, с 1 апреля могут быть повышены требования к приборам, что может сделать их дороже. Например, нужно будет устанавливать оборудование для автотранспорта грузоподъемностью свыше 12 тонн. Это позволит контролировать плату за использование дорог. Получается игра в рулетку. Отмечу, что пока в Оренбургской области только 4 организации, которые получили право на установку тахографов. Монтаж одного прибора на автомобиль в среднем занимает 3–4 часа

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Сергей Корносенков: — А если с 1 апреля будут штрафовать и снимать с линии, то это может превратиться в транспортный коллапс. Какие нормативно-правовые обосновывают установку и регулируют эксплуатацию тахографов, помимо двух федеральных законов? 

Вячеслав Гаврилов: — Существует постановление РФ от 23 ноября 2012 года, которое делегировало свои полномочия принятия решений Министерству транспорта. С 1 апреля 2013 года контролем установки и эксплуатации тахографов будут заниматься сотрудники ГИБДД. У них есть карточки, с помощью которых будет считываться информация. Насколько нам известно, сотрудники ГАИ уже прошли соответствующее обучение. 

 Приборы должны быть калиброванные, 
а авто — с наклейками 

Сергей Корносенков: — Какова процедура досмотра автомобиля с тахографом? 

Вячеслав Гаврилов: — Тахографы раз в два года должны проходить калибровку. А если у автомобиля заменили шины на другого диаметра, то нужно провести калибровку дополнительно. После пломбируется датчик скорости, наклеивается специальная наклейка. На ней указаны параметры транспортного средства, технические данные. Если наклейка повреждена, то тахограф вновь подлежит калибровке. Первым делом сотрудник ГАИ будет смотреть на наличие наклейки и сравнивать все параметры. 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Сергей Корносенков: — Кто занимается процессом установки тахографа? 

Вячеслав Гаврилов: — Ответственность за наличие приора несет владелец автомобиля. Устанавливать тахографы может только та организация, которая получила разрешение от Минтранса

 Чудо-прибор влетит в копеечку 

Сергей Корносенков: — Вячеслав, у нас есть звонок в студию. 


Ермек Алкулов (звонок в студию): — Мы (ОАНОП «Орскавтотранс») считаем, что такой прибор как тахограф нужен. Он контролирует режим работы и отдыха водителей. Но, как вы говорите, эта игра в рулетку может обойтись в большую сумму. 400 «ГАЗелей» умножьте на 33 тысячи рублей. Это цена, заявленная вашей организацией на установку тахографа. Получается более 13 миллионов рублей. А если для городских маршрутов тахографы отменят? 

Вячеслав Гаврилов: — Да, есть определенные риски со стороны пассажироперевозчиков, но мы со своей стороны четко следуем федеральному законодательству. Не мы придумали тахографы и не мы назначаем их стоимость. Понятно, что цены могут варьироваться, но в разумных пределах. У нас установка тахографа обойдется в 33 тысячи рублей с учетом модуля ГЛОНАСС. Однако есть такие, кто готов поставить их за 18 тысяч рублей. Не стоит забывать, что бесплатный сыр только в мышеловке. Что касается затрат на тахографы, насколько я знаю, есть 101-ый приказ Минздрава. В нем говорится о возможной компенсации стоимости тахографа, поскольку данный прибор относится к сфере труда и отдыха человека. Мы лично ничего плохого перевозчикам не желаем. Мы открыли через банки кредитные линии. 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Сергей Корносенков: — Обе позиции понятны. Вас можно понять, потому что когда 1 апреля пойдут очереди, то это не самым лучшим образом отразится на ситуации в городе, ведь без тахографа просто нельзя будет выезхать на линию. Позиция «Орскавтотранса» тоже ясна: сумма немаленькая, и пока неясно, освободят или нет пассажирские внутригородские перевозки от обязанности использования тахографа. Когда же станет известно? 

Вячеслав Гаврилов: — Обещали провести в феврале дополнительную всероссийскую интернет-конференцию. Все пассажироперевозчики ждут решения от Минтранса. Но грузоперевозчикам уже сейчас стоит задуматься об установке тахографов. 

 Безопасность и отдых превыше всего 

Сергей Корносенков: — В своем звонке Ермек Алкулов подчеркнул, что они за тахографы и за безопасность пассажиров. Вопрос упирается только в финансовую сторону. 

Вячеслав Гаврилов: — Согласен. На самом деле, идея хорошая, ведь такой прибор позволяет повысить уровень безопасности на дорогах. Водители быстро устают. Если в советское время дорога до Москвы занимала около 7 дней, то сейчас едут за сутки, а, значит, без сна и отдыха. 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Сергей Корносенков: — У нас еще один звонок. 

Ермек Алкулов (звонок в студию): — Соответствуют ли сейчас ваши приборы вместе с системой ГЛОНАСС 285-му приказу, имеется ли сертификат? Существует ли на территории Оренбургской области информационный центр, при помощи которого мы как предприниматели должны эти данные передавать? 

Вячеслав Гаврилов: — Информационного центра пока нет. Планируется создать общероссийскую структуру. Что касается совмещения тахографа и системы ГЛОНАСС. Согласно 285-му приказу, например, тахограф «Меркурий ТА-001», который мы устанавливаем полностью соответствует документу. В нем есть громкая связь, тревожная кнопка. Остальные параметры, которые там прописаны, вступают в силу с 1 января 2014 года. У нас есть все необходимые документы от завода-производителя. Все, что сейчас прописано в законодательстве, в тахографе установлено. 

 Модели тахографов: как не ошибиться? 

Сергей Корносенков: — В комментариях к анонсу нашей программы есть такой вопрос: «Существует ли перечень производителей, тахографы которых необходимо устанавливать?»

Вячеслав Гаврилов: — Такой перечень существует. В России разрешается применять 4 вида отечественных тахографа: «Меркурий ТА-001», «Штрих TaxoRus», «ТЦА-02», «Касби DТ-20». Все компании–производители контрольно-кассовой техники. Продукция является довольно качественной. Они постоянно взаимодействуют с западными коллегами. 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Есть и импортные приборы: «Continental», «EFAS-4» и другие. Последние можно применять для международной перевозки грузов и пассажиров. Отечественные тахографы применяются исключительно в России. Отмечу, что в импортных аппаратах нет модуля ГЛОНАСС, а по закону они должны быть. Те, кто ездит за границу, должны установить оба прибора отдельно. 

 Где в Орске установят тахограф? 

Сергей Корносенков: — Какова средняя стоимость тахографа? Каков срок его службы?  

Вячеслав Гаврилов: — Розничная цена и установка одного тахографа составляет 35 тысяч рублей. Если прибор будет работать без поломок, то срок эксплуатации неограничен. 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Сергей Корносенков: — Сколько стоит калибровка? 

Вячеслав Гаврилов: — Около 3 тысяч рублей. И это должна производить сертифицированная компания. 

Сергей Корносенков: — В Орске пока только вы имеете такой сертификат? 

Вячеслав Гаврилов: — Мы и лицей №31. А по Оренбургской области есть предприниматель Якунин, «Техинформ-Компания» и «Гамаюн». 

Тахограф – не магнитола. Не украдут! 

Сергей Корносенков: — Вот, что у нас еще спрашивают: «Что нужно знать при покупке тахографа? Какие сопроводительные документы гарантируют, что прибор не придется выкинуть на следующий день?»

Вячеслав Гаврилов: — Могу рассказать, чем комплектуется тахограф. Придется выкинуть или нет — это от нас не зависит. На прибор есть сертификат, паспорт, где все четко прописано. 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

— Хочу разъяснить ситуацию и по поводу краж приборов из автомобилей. Нормальная организация не будет его устанавливать, если на тахограф нет документов. Организация несет ответственность за те аппараты, которая она установила. Регулярно раз в месяц этим компаниям нужно будет подавать документы в Москву о количестве установленных тахографов. Такой прибор, как и кассовый аппарат, находится под контролем. 

Сергей Корносенков: — К вам уже обращаются за установкой тахографов? 

Вячеслав Гаврилов: — Да, мы уже проводим установку на грузовики и на пассажирский междугородний транспорт. 

Что покажут тахографы? 

Сергей Корносенков: — Вячеслав, как вы считаете, какие результаты даст установка тахографов? 

Вячеслав Гаврилов: — Во-первых, это должно снизить уровень ДТП в нашей стране. После установки тахографов уровень аварий в Европе снизился на 30–40%. Понятно, что может быть подорожание каких-либо услуг. Но жизнь людей — самое главное. 

Сергей Корносенков: — С 1 апреля 2013 года сотрудники ГАИ, возможно, начнут штрафовать за отсутствие тахографа?  

Вячеслав Гаврилов: — Во всяком случае, это прописано законодательно. 

Сергей Корносенков: — Ждем февраля. С грузовым транспортом все ясно, а вот с пассажироперевозками пока не все, с внутригородскими. 

Говорим по делу: перевозчики должны установить тахографы

Вячеслав Гаврилов: — Нельзя сказать, что в феврале все решится. В этом месяце только пройдет дополнительная интернет-конференция. Возможно, такие переговоры будут проходить ежемесячно. Тема животрепещущая и актуальная для всей страны. 

Сергей Корносенков: — Если за отсутствие прибора будут снимать с линии, то может возникнуть транспортный коллапс. Перевозчики физически не будут успевать устанавливать тахографы. 

Вячеслав Гаврилов: — Я хочу сказать, что на нашем сайте www.ooo-liana.ru мы размещаем всю оперативную информацию. Сейчас там выложена видеоконференция, где много подробной информации. 

Сергей Корносенков: — Мы будем следить за темой. 

Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел