29 марта 2024 • Пт • 13:32

Молодежь Орска: объединяемся?

Итоги «круглого стола» в прямом эфире на радио Шансон


12083
11.09.2012 Область

Обсуждения и анонс программы 6 сентября 2012 г.

Сергей Корносенков: - Добрый вечер, в эфире программа «Говорим по делу», в студии Сергей Корносенков, главный редактор службы информации медиахолдинга «Урал-ТВ». Сегодня в формате «круглого стола» попытаемся ответить на вопрос: «Молодежь Орска: зачем объединяться?» Мы приглашаем всех неравнодушных к диалогу.

Сегодня в студии: Эвридика Поважная, заместитель главного редактора газеты «Орский вестник», Юрий Сарапулов, руководитель оренбургского отделения экологического движения ЭКА, Руслан Исмагилов, блогер, Иван Сотников, блогер и  путешественник.

Напомню, 11 и 24 августа на Комсомольской площади Орска прошли два митинга, на которых орскую молодежь призвали к сотрудничеству. Предлагаю послушать комментарий одного из организаторов митингов Сергея Байзакова, Ленинский Комсомольский Союз Молодежи (ЛКСМ) Орска:


Сергей Корносенков: - Итогом митингов стал общий субботник 2 сентября, на который, однако, вышли не все. Итак, нужно ли орской политически и общественно-активной молодежи объединяться? И если нужно, то зачем?


Поважная: «В Орске людям нечего терять, кроме своих цепей»

Эвридика Поважная: - Вопрос сложный. Начнем с того, что человек – существо достаточно ленивое. И чтобы перевернуться на другой бок (я уж не говорю о том, чтобы встал в полный рост), нужно, чтобы он начал испытывать какой-то дискомфорт. Судя по тому, что происходит в Орске, дискомфорта люди не ощущают. В Москве люди объединялись, потому что им есть, что терять. В Орске, к сожалению, людям нечего терять, кроме своих цепей. Поэтому нужно найти основу, на которой объединяться. Отдельные точки соприкосновения – не вариант, потому что интересы и цели у всех абсолютно разные. Это не та цель, которая могла бы объединить многих.

Сергей Корносенков: - Руслан, по-моему, это твоя наболевшая тема – идея, которая в состоянии повести людей за собой?


Руслан Исмагилов: - Да, должно быть что-то общее. И хотя это слово уже набило оскомину, я в очередной раз его озвучу: нужна стратегия развития нашего города, в которой должно быть предусмотрено все. Должна быть публичная дискуссия по вопросу развития города, и на базе этой дискуссии люди должны объединяться вокруг близкой им идеи.

Сергей Корносенков: - Так пусть молодежь объединяется и проводит такие дискуссии?

Эвридика Поважная: - Была бы потребность, было бы и желание. А желания нет. Потому что людей, которых интересует стратегия развития Орска, единицы.

Иван Сотников: - Может быть, просто нет модератора этой дискуссии?

Эвридика Поважная: - Объединение – процесс стихийный. Если все будет подконтрольно, то в конечном итоге начнется спор интересов, в том числе интересов модератора. Объединения должно возникать естественно и добровольно. Один-два человека начнут что-то делать, другие посмотрят и присоединятся.

Сергей Корносенков: - Получается, у ребят возникло желание объединиться. Ради чего именно, они пока сказать не могут. Какие шишки на этом пути набьют, лишь предполагают. Предлагаю послушать комментарий руководителя общественного движения «Трезвый Орск» Вильгельма Варкентина:



Вильгельм Варкентин: - Объединяться молодежи Орска, безусловно, нужно, потому что при любом объединении возникает синергический эффект: объединенные люди делают гораздо больше, чем сделали бы поодиночке. Цель – совместными усилиями сделать город лучше. Надо объединяться не под политическими лозунгами, а в решении насущных проблем. Поэтому объединение возможно в рамках не политической, а общественной организации. Например, проблема экологии касается и «Единой России», и «Трезвого Орска». Я считаю, что потенциал орской молодежи гигантский, он вообще не раскрыт. Это непаханное поле для молодых людей.

Сарапулов: «Объединяться нужно, но это почти нереально»

Сергей Корносенков: - Замечу, что Вильгельм оценивает потенциал как огромный, хотя митинги выдались, мягко говоря, немногочисленными. Юрий, ты давно занимаешься молодежной политикой, как ты относишься к объединению молодежи в достижении конкретных целей?

 

Юрий Сарапулов: - Объединяться нужно, но это очень сложно, а на уровне Орска просто нереально. У всех разные взгляды, у всех разные цели. На оргсобрании перед митингом 24 августа были мы как представители двух движений, «России Молодой» и «ЭКА». В результате были споры о целях, о том, как это вообще будет проходить. Были предложения, что потом кто-то из молодых людей пойдет в политику. Зеленое движение России «ЭКА», например, не политическое, да и другие общественные организации и движения тоже. Я думаю, договориться с политическими партиями у общественников не получится из-за разных целей. А чтобы провести субботник, не нужно объединяться, можно просто собраться и выйти.

Сергей Корносенков: - То есть, по твоему мнению, пусть каждый занимается своим делом и в итоге, когда по «теории Эвридики» что-то назреет, оно само себя проявит?

Эвридика Поважная: - По-другому быть просто не может. Это показывает опыт. Я не пессимист, а реалист и прагматик. Вот мы, здесь собравшиеся, возможно, и сумеем объединиться. А у разных организаций абсолютно разные и конкретные цели и задачи. Но если хотят объединяться, пусть объединяются.

Иван Сотников: -  Если они хотят что-то сделать, они должны идти к людям и выяснять, что же нужно людям.

Сотников: «В Орске нет того духа, как в Ярославле»

Сергей Корносенков: - Иван, ты как преподаватель скажи, какие, по твоему мнению, актуальные проблемы сейчас стоят перед молодежью?



Иван Сотников: - Проблемы образования, жилья и трудоустройства – это основные проблемы. В Орске не хватает духа, как, например, в городе Ярославле. Там каждый день на электронную почту приходят письма с самыми разными инициативами, от университета, от министерства молодежной политики и так далее… Постоянно! У нас на Селигере был инструктор из Ярославля. Это небо и земля, что знают и делают они, и что происходит в Орске. У нас все намного меньше и «местечковее». В средней полосе России все намного глобальнее. И этого нам не хватает. Например, сейчас в сети создана группа «Реальный Бангкок». Приезжает автостопщик и выступает абсолютно бесплатно с лекциями о Бангкоке. Я начинаю приглашать, а люди не верят, что это этот человек все делает бескорыстно. А на самом деле он просто отдает. Он сам такой. Мы вот не верим…

Руслан Исмагилов: - Нас за 20 лет научили не верить.

Иван Сотников: - Да, не верят, что человек может просто так выйти и отдать что-то бескорыстно.

Руслан Исмагилов: - А почему в Ярославле все по-другому? Там экология другая? Или это идет целенаправленно от власти?

Иван Сотников: - Там много вузов. Интеллигенция больше влияет на умы людей и молодежи в первую очередь.

Эвридика Поважная: - Мы вернулись опять к свободе мысли, то есть там у людей она есть.

Сергей Корносенков: - А кто мешает в Орске свободно мыслить?

Иван Сотников
: - Да вот в том-то и дело, что никто не мешает. Но видите, как сразу в голове у человека препон: «Да я не верю, что это ради нас, у них что-то свое, им заплатили».


Эвридика Поважная: - Из этой же серии вопрос, почему митинги в десять человек вызывают такое отторжение, смех и неприязнь? По сути люди вышли высказать свои претензии власти, вышли бороться. Но у людей настолько в самосознании заложено, что мы рабы на галерах… не знаю, как по-другому назвать и чем объяснить. Действуют стереотипы: нужно работать, довольствоваться малым, все так живут… и так далее. А задуматься о том, как это изменить, - проблема.

Руслан Исмагилов: - Детские комплексы, с которыми никак не расстанутся.

Сергей Корносенков: - Мы сейчас озвучили мысль, что люди не выходят на митинги, потому что живут стереотипами. А, может быть, потому что они не видят среди митингующих выразителей СВОИХ интересов? Может быть, есть молодые люди, которые хотели бы проявить себя, но они не видят общих интересов с теми, о ком сейчас пишут СМИ, с теми, кто выступает на площади. Ребята на митинге озвучили проблемы: жилье, образование… но, честно говоря, я сомневаюсь, что за этим последуют какие-то конкретные механизмы реализации идей.

Эвридика Поважная: - Вот о чем и речь. Требования на лозунгах конкретные, поэтому они не привлекают широкий круг населения. И если говорить о причинах недоверия, то, человеку ведь нужен результат, а результата нет. Причем, поскольку мы говорим об обществе потребления, результат должен быть вполне осязаемым, который можно пощупать или положить в карман.

Иван Сотников: - Результата нет, потому что цели неверные. Значит, мы лечим только симптомы. Значит, ЖКХ, культура, образование – это некий симптом какой-то одной или двух-трех проблем.

Исмагилов: «Объединить нас может только одно - Орск»

Сергей Корносенков: - В перерыве нам звонила женщина, к сожалению, не представилась. Она высказала мнение, что молодежь у нас активная, но она разуверилась в то, что чего-то можно добиться. В том числе из-за пассивности и даже противодействия властных структур. Кто может рассказать, как обстоят дела с молодежными движениями в Оренбурге?


Руслан Исмагилов: - Я долго жил в Оренбурге в разные времена, там молодежь намного активнее. Он просто другая совсем. Сейчас по всему Оренбургу висят баннеры с изображением лучших представителей молодежи. Постоянно какие-то мероприятия, новые движения… тот же диспут-клуб Максима Курникова. Но в этом не вина молодежи Орска. Федеральная политика нацелена на то, что малые и средние города в скором времени прекратили свое существование. Недавно видел сюжет про Ясненский район, там просто даже канализация уже не работает, у муниципалитета не хватает средств. То же самое ждет и нас в ближайшие 10-20 лет, если мы не изменим ничего. Надо понять, что для Орска не существует ни КПРФ, ни «Справедливой России», ни ЛДПР, ни «Единой России»… им про наш город неинтересно. Мы для них какая-то далекая окраина. Как и мы не знаем, что делают сейчас жители Химок или другого города. Объединить молодежь и вообще всех, кто собирается здесь жить и растить детей, может только одно – наш город Орск. Ждать, как все эти двадцать лет, что прилетит волшебник и все наладится, бессмысленно. Этого не будет. Надо понять, что город в наших руках. Надо вырабатывать план вывода его из кризиса, а он в кризисе. И реализовывать этот план. Здесь и будет объединение. Здесь и «Трезвый Орск», экологи найдут себе место…

Сергей Корносенков: - И «пьяный Орск».

Руслан Исмагилов: - Да, и пьяный Орск, может быть, не таким пьяным станет. Он, может, уже давно хочет включиться в какую-то работу, надоело уже сидеть на трубе и пить пиво. Им нужен лидер, который вовлечет в какую-то работу.

Иван Сотников: - Все-таки мы опять вернулись к модератору дискуссии, который будет «зажигать»

Эвридика Поважная: - Но этот человек должен появиться и родиться сам собой. Это не может быть избранная или назначенная должность. Ну, а вот не рождается такой человек. Я хочу добавить к словам Руслана, что не стоит ждать изменений не только от федеральной власти, но и от местной. У власти свои задачи, а у населения свои. Власть решает, по большому счету, свои проблемы, значит, люди должны объединяться, чтобы решать свои.

Сергей Корносенков: - К сожалению, у нас фигура из народа появляется только в ситуации 1612 года, когда прижмет так, что дальше некуда. Я предлагаю вернуться к теме сравнения городов Орска и Оренбурга и послушать мнение Лены Файман.



Лена Файман: - В Оренбурге молодежная жизнь, конечно, активнее, там много политических и социальных организаций. Многие акции носят постоянный характер. В Оренбурге есть и официальные социальные лифты для молодежи, например, Молодежный парламент. В принципе, конечно, разброд и шатание есть и в Оренбурге, но оренбуржцы больше понимают, к чему они идут. В последнее время идет такой тренд: молодым людям нужно куда-то девать свою энергию, они хотят принимать участие в жизни города, области и страны. Думаю, что в ближайшее время активность молодых людей будет нарастать, и это будет качественная деятельность. Есть недостаток и у оренбургской, и у орской молодежи: они выдвигают много разных требований, но мне кажется, им нужно взять какую-то одну конкретную цель, добиться ее и переходить к следующей.

Руслан Исмагилов: - Объединить людей могут не какие-то частные задачи, а нечто общее, я думаю, это пространство, на котором мы живем. Общественное движение – это по сути хобби, а выработка стратегии Орска – это серьезная работа с привлечением специалистов.

Сергей Корносенков: - Должна ли власть активизировать молодежь? Создавать социальные лифты в виде молодежных парламентов и администраций?

Эвридика Поважная: - Власть – это меркантильное нечто. Я скептически отношусь к тому, чтобы молодежные лидеры выдвигались властью. Пример Нижнего Новгорода – исключение из правил.

Сергей Корносенков: - Предлагаю послушать комментарий журналиста и политического деятеля из Нижнего Новогорода Андрея Вовка.


Андрей Вовк: - В Нижнем Новгороде молодежь активно участвует в общественной и политической жизни. У нас есть молодежный парламент, молодежное правительство, разве что молодежного суда нет (смеется). Причем это реальные инструменты, например, бывший председатель молодежного парламента стал заместителем министра молодежной политики. В городе Дзержинске есть молодежная администрация, ее создала «взрослая администрация» перед выборами, но так получилось, что молодежь объединилась и начала отстаивать свои интересы. Туда входят 15 человек, причем обязательное условие – наличие собственного проекта. У меня проект строительства молодежного поселка, дома начнут строить весной 2013 года. Причем стоимость дома в 65 квадратных метров – 1 млн. 300 тыс. рублей. Мы встречаемся с мэрами, губернатором, участвуем в обсуждении законов. Правда, есть одна проблема – молодежь неохотно пускают во власть. Я это ощутил на себе, потому что строительство – сфера, в которой половина олигархов и половина криминала. Впускать на свою территорию какую-то там молодежь, которая будет строить дома стоимостью в три раза ниже рыночной… Нам противодействовали и чиновники администрации. Мне разбивали окна, закидывали какими-то тухлыми продуктами квартиру. Но мы продолжаем бороться и стараемся от власти не зависеть.

Сергей Корносенков: - Добавлю, что молодежь в Нижнем Новгороде искала нормальных адекватных чиновников. По словам Андрея, их мало, но они есть. Они-то и помогали и подсказывали ребятам. Может быть, создать в Орске молодежную администрацию?

Эвридика Поважная: - Если она не будет номинальной, то давайте создавать.

Иван Сотников
: - Смысл есть, конечно.

Юрий Сарапулов: - У нас есть молодежный парламент в Оренбурге, он, можно сказать, вообще не действует, если сравнивать с другими регионами. В Орске тоже, скорее всего, не будет работать такой институт. Я знаю пример Новосибирска – там выбирали молодежного мэра, который становился советником главы города, при этом он получал зарплату, мог собирать свою команду, то есть по сути выполнял обязанности комитета по делам молодежи. А если собрать ребятишек в общественную по сути организацию с полномочиями рекомендательного характера…

Руслан Исмагилов: - Это будет имитация.

Эвридика Поважная: - Ключевое слово «собрали», то есть не сами собрались. Если в Орске есть молодые люди с идеями, проектами и готовностью много работать, чтобы реализовать их. Тогда мы достучимся до чиновников с человеческим лицом.


Руслан Исмагилов: - Мне вот что подумалось: во многом искусственно деление на молодежь и «реальную власть». Исполнилось 18 лет, и ты уже полноправный гражданин. Почему такое деление? Если молодежь, вот тебе песочница, играй лопаткой и не лезь в серьезные дела. Вот, пожалуйста, идите в реальную власть, выдвигайте свои кандидатуры на выборах в горсовет и Законодательное Собрание.

Юрий Сарапулов: - На оргсобрании перед митингам звучали эти предложения. Я сказал, ребята, депутат ничего не решит, ни депутат горсовета, ни депутат Законодательного Собрания. И даже депутат Госдумы ничего не решит. Один он ничего не сможет сделать.

Руслан Исмагилов: - Он может поставить вопрос, и СМИ его ретранслируют. К примеру, почему у нас воспитатели в садике получают 4750 рублей? Или почему у нас образование платное? Он может поставить вопрос и получить ответ. А когда за ним стоят организации, которые с него спросят, почему ты молчишь и руки поднимаешь? А когда человек радеет за дело, и люди видят пример, то в следующем составе он уже будет не один такой. Была же у нас во времена Черноусова активная ячейка в горсовете, там не все так гладко проходило, были дискуссии.

Эвридика Поважная: - Юра сейчас сказал: «Даже если будет депутат, он ничего не сможет». Вот это ключевая проблема. А если говорить о политике, то это вообще опасные игры. Потому что все благие начинания заканчиваются там, где начинается политика. Нужен идеальный лидер, а где его взять? Да и люди не только ленивы, как я уже говорила, они испытывают слабость к деньгам, а политика – это большие деньги.
 
Руслан Исмагилов: - Почему же тогда в других странах сумели все это наладить?



Сергей Корносенков: - Выходит, молодежи можно выдвигаться в горсовет от общественного движения, потому что в политической партии жесткая вертикаль и дисциплина?

Эвридика Поважная: - Где гарантия, что это будет возможно лишь до первых выборов, когда будут выбирать только по партийным спискам?

Иван Сотников
: - Цель политических партий – борьба за власть, а молодежь ведь может объединяться не по партийным интересам. Например, всех волнует проблема экологии. Или по моей линии как можно объединить? Путешествиями, фотографией, любовью к литературе и искусству. Так же тоже можно объединяться?

Сергей Корносенков: - Подводя итог нашей дискуссии. Молодежи можно объединяться на общественных началах и предложить власти сделать, например, молодежную администрацию. И выходить с конкретными предложениями. Наверное, это будет эффективнее, чем на митинге призывать объединяться. Во всяком случае, это будет уже следующим шагом, тут нужно будет работать. Я обращаюсь к молодым людям: если вы неравнодушны к теме объединения молодежи Орска, не стесняйтесь, звоните (3537) 30-30-56, пишите [email protected] и мы, надеюсь, еще раз соберемся и обсудим уже более предметно.


Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел