«Гречневый бум» прокатился по России. Рост цен на основные продукты стал ужасом для населения и головной болью для властей. О том, почему, несмотря на соглашения о предельных надбавках, цены «беспредельно» растут и какие меры к этому принимаются, рассказала начальник управления по торговле и наружной рекламе Орска Ольга Тигашова.
- Ольга Валерьевна, орчане уже звонят по «горячей линии» с жалобами?
- С 21 сентября мы ведем учет поступивших звонков, и пока нам поступило четыре обращения, которые, к сожалению, были не очень точными. Люди звонят и говорят, что где-то там завышена цена, а где конкретно, не могут сказать. Поэтому никакой конкретной информации пока нет.
- Во многих магазинах города появились продукты с надписью «социальная цена». Что это значит?
- Есть определенный перечень социально-значимых продуктов питания местного производства, на которые и контролируется торговая надбавка. Это хлеб пшеничный из муки первого и высшего сорта, хлеб ржаво- пшеничный, молоко жирностью 2,5 процента и 3,2 процента (только в полиэтиленовой упаковке), яйцо первой и второй категории, масло растительное. В этом году список пополнили макаронные изделия (весовые первого и второго сорта), крупы фасованные: пшено, рис, манка. Именно на эти продукты и распространяется «социальная цена». Их можно найти в магазинах «Магнит», «Ринг», «Фортуна», «Атлантида», «Удача» и многих других.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ САМИ ИДУТ НАВСТРЕЧУ
-Что делается для сдерживания цен?
- Подготовлено соглашение между предприятиями Орска и администрацией о торговой надбавке на вышеперечисленные продукты. На сегодняшний день соглашение подписали большинство предпринимателей. Они охотно идут на контакт, потому что понимают все особенности ценовой политики. Если, например, это яйцо первой и второй категории, на него одна цена, социальная, ну, а если это деревенское яйцо, то и цена на него будет другая. Недавно был звонок от предпринимательницы одного небольшого магазинчика. Она где-то услышала информацию об акции и решила позвонить, узнать, где можно подписать соответствующие документы, то есть, люди сами идут нам навстречу.
- Как часто проводится мониторинг цен?
- До того времени пока мы не взялись за это всерьез, и ситуация не стала так ярко выражена, мы проводили мониторинг один раз в неделю. На сегодняшний день есть поручение руководителя проводить либо ежедневно, либо по графику два-три раза в неделю. У нас есть еще и рекомендации определенные, чтобы привлечь к этому процессу наших народных избранников. И, если у нас будут люди, которые согласятся работать добровольно и предоставлять информацию, то мы, наверно, будем проводить мониторинг чуть реже, чтобы уже по информации можно было приходить и проверять.
СЛИШКОМ МНОГО ПОСРЕДНИКОВ
- 21 сентября было объявлено о сговоре торговых фирм-поставщиков гречки. Какова ситуация с гречкой у нас в городе? Цены после этого скандала понизят?
- Разговор о том, что цены не обоснованы, идет на уровне президента. Мы вопрос о гречке взяли на контроль: изначально разговаривали с предпринимателями, уточняли, откуда они закупают эту гречку. Выяснилось, что цены, по которым они закупали, были уже завышены.
Попытались связаться с оптовиками, отправили запросы, но пока не все предоставили сведения. Мы хотели проанализировать цены и рекомендовать предпринимателям источник, где дешевле.
Предприниматели и сами недовольны сложившейся ситуацией, ведь они плохие и там и тут, многие говорили, что лучше вообще на прилавок гречку не выставлять.
Нам это тоже неинтересно, нам надо, чтобы у потребителя был весь товар. Поэтому, я думаю, гречка у нас не исчезнет. Если взять, например, «Магнит», то цена там уже упала: за килограмм где-то 45 рублей.
- Почему, несмотря на соглашения о предельных надбавках, цены растут «беспредельно»?
- Уже у самой торговой надбавки не должно быть посредников. То есть сам производитель должен ее устанавливать и все. А у нас как? Производитель сделал надбавку, тот, кто везет товар сюда, включает транспортные расходы и свою надбавку. Сюда привез, оптом сдал, оптовая база сдает в магазин тоже с накруткой. Магазин тоже, понятное дело, накручивает. Поэтому когда мы проверяем магазин, по документам торговая надбавка соответствует норме. Предприниматель ее не завышает и не наживается на ней.
- Есть ли сегодня у государства реальные механизмы сдерживания роста цен?
-Я считаю, что нет. У нас слишком длинная цепочка товара от производителя к потребителю, слишком много посредников, поэтому и надбавки такие.
Валентина Плужник, Урал56.Ру