Игорь Ткачёв: «Кто-то не выдерживает соблазнов..»

Бывает так, что еще вчера чистый на руку человек вдруг начинает «заигрываться» и в конечном итоге преступает закон. Прокурор области Игорь Ткачев знает об этом не понаслышке: недавно он представил Губернатору Юрию Бергу серьезные документы и полагает, что последуют не менее серьезные кадровые перестановки.


14609
13.08.2011 Область
Игорь Ткачёв два года возглавляет прокуратуру области и по отчётам с регулярных пресс-конференций, другим нашим материалам знаком читателям «Оренбуржья». Сегодня мы публикуем интервью с ним, в котором попросили прокомментировать несколько актуальных для оренбургского общества тем.

«Прокурорское дело»

- Первая - недавнее так называемое прокурорское дело. СМИ по этой теме, как говорится, уже отстрелялись. Хотелось бы ещё раз вкратце из первых рук.

- Год назад было установлено, что некоторые сотрудники прокуратуры оказались причастны к «крышеванию» игорного бизнеса в Оренбурге. Что сейчас установлено приговором суда в первой инстанции. Это прокурор Центрального района Оренбурга Гражданкин, зампрокурора Оренбурга Ерёмин и работница бухгалтерии областной прокуратуры Полунина. Все теперь уже бывшие. Также был уволен прокурор Дзержинского района Оренбурга Литвинов. Материалы на него имелись. У Литвинова был выбор - либо уйти по собственному желанию, либо быть уволенным по статье. Он остановился на первом варианте. Почему мы не передали материалы на него в суд? Не было достаточных оснований. Дело в том, что, как явствует из имеющейся у нас информации, к Литвинову подходили с определённым предложением относительно покровительства игровиков. Он сам предпринимал некоторые шаги, чтобы к нему обратились. Однако из-за того, что не сошлись в цене, Литвинов не взял от них денег. И вопреки требованиям законодательства РФ, закона «О прокуратуре» не сообщил своему руководству о коррупционном предложении. Всё это вскрылось в результате проведённой нами служебной проверки.

- О каких суммах платы за «работу» шла речь?
- И 100, и 200, и 500 тысяч рублей в месяц.

- По чьей инициативе раскрутился тяжёлый маховик расследования?
- По нашей. Поступили рапорты нескольких сотрудников районных прокуратур Оренбурга о том, что к ним обращалась сотрудница бухгалтерии облпрокуратуры Полунина и озвучивала предложения лиц, занимавшихся незаконным игорным бизнесом. Для проверки требовалось провести оперативно-розыскные мероприятия. Поэтому мы подключили Управление ФСБ, которое использовало свои возможности. Таким вот образом и вышли на участников «прокурорского дела». Сама проверка шла меньше месяца, фигурантов взяли на получении первых сумм взяток.

«Кто-то не выдерживает соблазнов»

Считается, что попасть на работу в прокуратуру не так-то просто. Здесь, как и в других силовых структурах, есть многоэтапная система проверки человека. Поэтому удивительно, как люди, должные контролировать выполнение другими законов, сами становятся преступниками (а суд в первой инстанции таковыми их уже признал)?

- Сложно сказать, как к этому приходят. Кто-то не выдерживает соблазнов… У нас довольно большая ротация кадров. Не из-за того, что увольняем много. Уходят на пенсию, переходят в другие структуры. Мы принимаем на работу довольно много молодёжи, причём стараемся влиять на процесс подготовки будущих кадров. Ежегодно даём нескольким выпускникам-медалистам целевые направления на юридический факультет, предварительно проводя с ними собеседования, гарантируем им работу в прокуратуре. Конечно, потом наши «целевики» всё равно проходят проверку.


- Совсем недавно были назначены три прокурора районов – Вафеев, Третьяков, Алексеев. Есть ещё шесть вакансий. Какие этапы проверки должен пройти претендент на эту должность?

- По сложившейся традиции, претендент должен отработать несколько лет на руководящих должностях в органах прокуратуры – заместителем прокурора района или города. Ещё лучше, если пройдёт и аппаратное звено – посмотрит на работу прокуратур в масштабе области. После этого мы включаем человека в кадровый резерв на выдвижение на вышестоящую должность, наблюдая за ним, как он себя проявит, в том числе и как аналитик. Когда я в 2009 году возглавил прокуратуру области, вакантные должности уже были. И они не так быстро заполняются. Процедура прохождения документов длительна. Мы тоже не спешим с направлением документов, потому что потом придётся держать ответ перед генеральным прокурором за каждое назначение. Ведь когда к нам приходят с институтской скамьи, все одинаковы. Но потом один вдруг начинает заигрывать с игорным бизнесом, другой честно и добросовестно работает. Сразу претендент на должность не назначается. Сначала он - исполняющий обязанности месяца на три-четыре. В это время смотрим: тянет ли? Если всё нормально, направляем на него документы заместителю генпрокурора в Приволжском округе, который их рассматривает, лично беседует с претендентом. Затем документы проверяет инспекторское управление Генпрокуратуры, это наша служба безопасности. После чего решение принимает генеральный прокурор.

- А родственников среди прокурорских работников много?
- Бывает. Не вижу в этом ничего особенного. Человек, добросовестно отработавший у нас 20 – 30 лет, имеет право порекомендовать в нашу систему своего сына или дочь? Имеет.

- У прокурора Домбаровского района фамилия Нефёдов. Такая же у недавнего главы соседнего, Светлинского района… Это сын и отец. А не получится ли так, что сын станет прокурором в районе, которым руководит отец?

- Ни в коем случае! Например, у первого заместителя прокурора области Николая Викторовича Свинухова супруга - судья областного суда. На этом основании мы не можем ему по распределению обязанностей поручить организацию участия прокуроров в судах общей юрисдикции, чтобы исключить даже теоретическую возможность того, что он может это как-то использовать.

- В советское время кумовство преследовалось. А сейчас?
- Сейчас положение такое - лишь бы не было прямого подчинения по службе и конфликта интересов. Прямого запрета на работу в одной структуре нет. К примеру, сейчас я мог бы взять на работу в прокуратуру области своего старшего сына (он сотрудник прокуратуры, но не в Оренбуржье), и это не станет нарушением, поскольку подчиняться напрямую он будет не мне, а, скажем, прокурору города или его заместителю. Но я его к себе на работу никогда не возьму, дабы не давать пищи для пересудов.

Серьезные документы - серьезные изменения

- Сразу после назначения на должность прокурора Оренбургской области вы сказали, что в сравнении с Дагестаном, где вы до этого возглавляли республиканскую прокуратуру, в Оренбуржье разве что не стреляют. С коррупцией, дескать, так же… Сейчас её меньше не стало?

- Мы регулярно встречаемся с губернатором Юрием Александровичем Бергом. Недавно я представил ему на рассмотрение серьёзные документы и полагаю, что последуют не менее серьёзные кадровые изменения. Позже мы это ещё обсудим подробнее. Кстати, и прежний губернатор, и нынешний внимательно рассматривают документы, которые представляет прокурор области. И ни разу не ставились под сомнение выводы, которые делаем мы в ходе прокурорских проверок. В их объективности мы никому не дали возможности усомниться.

- В зоне вашего особого внимания – действия как областных, так и муниципальных чиновников. Что чаще всего в этом плане напрягает?

- Наверное, сожаление по поводу отсутствия прежней действенной системы подготовки кадрового резерва исполнительной власти. Сейчас нередко выбирают глав районов и сельских администраций, не владеющих азами экономики, не имеющих других важных знаний, навыков. У некоторых даже нет высшего образования! Это потом, как правило, влечёт совершение противоправных действий. Посмотрите, ведь это в том числе и по нашим документам были привлечены к уголовной ответственности либо поставлены перед необходимостью подать в отставку несколько глав муниципальных образований. Возьмите ситуацию с Абдулино, с Акбулаком. Похожая проблема по злоупотреблению служебным положением, превышением полномочий с главой Ташлинского района Сусликовым, в отношении которого мы направили документы в Следственный комитет, внесли представление, в суды направлены иски.

Мне здесь нравится!

- Какова обстановка с обеспечением жильём новоназначенных прокуроров?

- Деньги на это нам выделяются Генеральной прокуратурой. Всем вновь назначаемым прокурорам приобретается служебное жильё. Прежний прокурор области Пётр Иванович Шемонаев на покупку такого жилья получил 10 миллионов рублей. Потратить не успел. Я же после назначения посчитал, что сумма великовата, мы направили её на покупку квартир для других наших работников. Сам взял кредит в одном из банков и приобрёл собственное жильё.

- Это говорит о том, что вы хотите здесь осесть?
- Несомненно! Мне здесь всё нравится: Оренбуржье и люди.


Справка:
Игорь Викторович Ткачёв назначен прокурором Оренбургской области 16 сентября 2009 года.
Родился в 1963 году в Невинномысске Ставропольского края. В 1995 году окончил Московскую государственную юридическую академию. Службу в органах прокуратуры начал в 1992 году с должности и.о. следователя прокуратуры Пятигорска Ставропольского края. Занимался расследованием особо важных дел и надзором за расследованием преступлений на почве межнациональных отношений в субъектах Федерации Северо-Кавказского региона. Три года был прокурором Республики Дагестан. Имеет госнаграды, в том числе орден Почёта, орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Почётный работник прокуратуры Российской Федерации. Кандидат юридических наук.

Источник: «Газета Оренбуржье»

Ссылки по теме:
Приговор о крышевании игорного бизнеса - Урал56.Ру, 14.08.201
Юрий Берг о перестановках в правительстве - Урал56.Ру, 8.08.2011



Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел