Вячеслав Лабузов: «Я сам сдаю ЕГЭ и требую, чтобы это делали работники министерства»

Три года назад министерство образования Оренбургской области возглавил Вячеслав Лабузов. За все это время он не только посетил и дал почти 180 уроков в разных районах области, но и потребовал от работников министерства самим сдавать ЕГЭ. О человеке, который и не думал стать чиновником, читайте в нашем интервью.


14003
06.10.2011 Область

- Вячеслав Александрович! О чём думали вы, учёный-историк, профессор, соглашаясь стать областным министром?


- Никогда не думал, что стану чиновником. Было, конечно, желание попробовать свои силы – другие могут, почему я не смогу? Знал, на что шёл, предвидел трудности. Их оказалось гораздо больше, чем я предполагал. Время моего прихода в министерство совпало с введением в «штатный» режим ЕГЭ, общей нашей болью стала трагедия в Беляевке, неготовность ряда образовательных учреждений к работе в новых условиях. Мой рабочий день длился по 18 часов. Приходил в министерство раньше всех и уходил позже всех. И до сих пор этого придерживаюсь. А вот процесс вживания в учительское сообщество оказался менее болезненным, чем представлялось.

- Изменил ли ваш приход стиль работы министерства?

- Думаю, что изменил. Я благодарен предшественникам, они были опытные руководители. Но наступает время, когда от устоявшихся, традиционных форм работы надо отойти. Прежде всего, я сам пошёл на уроки и заставил других на них ходить. Понимаете, главное в образовании происходит в школе, это - учитель, ученики, родители. Со стороны аппарата министерства было определённое сопротивление. Как-то так сложилось мнение, что управленцы должны управлять. А по-моему, чтобы управлять, надо досконально знать дело, надо ходить на уроки и самому давать уроки. За почти три года я посетил и дал почти 180 уроков в разных районах. На первых порах даже коллеги-руководители из соседних регионов скептически относились к этому, считая, что управленец должен не вмешиваться в учебный процесс, а создавать для него условия. Совсем недавно я встречался с коллегами-министрами из других регионов. Прежнего скепсиса у них уже нет. Более того, они сами стали посещать уроки.

- А как ваши визиты, «мастер-классы» понравились учителям?

- Они у нас разные. Есть очень подготовленные, у которых я с удовольствием бы многому поучился. Я и учусь на уроках. Для них появление коллег и даже чиновников моего ранга ситуацию не меняет. Другие на открытом уроке испытывали напряжение. Ну и есть такие, которые незваных «гостей» просто боятся. Считаю, что сегодня ситуация изменилась кардинально. Мы вместе с руководителями отделов (управлений) образований столько раз встречались с учителями на различного рода семинарах, совещаниях, мастер-классах, что былая напряжённость осталась лишь у немногих «коллег по цеху».


У нас в области много хороших учителей, я бы сказал 40 процентов – это учителя-подвижники, учителя-новаторы. Уверен, с каждым годом таких педагогов будет всё больше. Не ошибусь, если скажу, что выражение «учитель перестаёт быть учителем тогда, когда перестаёт учиться сам», принято абсолютным большинством педагогического сообщества Оренбуржья.


- Вы всем министерством сдаёте ЕГЭ?

- Да, я ежегодно сам сдаю по своему предмету единый госэкзамен и требую, чтобы это делали работники министерства. Говорят, вызываю настоящую панику, предлагая, чтобы ЕГЭ сдавали заведующие методкабинетами, начальники отделов образования. Я точно знаю, что некоторые из них для подготовки нанимали репетитора. Ничего плохого в этом не вижу, многие работают на своих должностях не один десяток лет, давно не ведут уроков. А педагогу любого уровня, чтобы не отстать, надо постоянно держать себя в форме. Наша команда считает, что лишь знание предмета, соответствие квалификационным требованиям даёт право управленцу любого звена говорить с учителем профессионально. Разумеется, чтобы руководить системой, нужно мыслить системно. За три года переподготовку в области прошли около 15 тысяч педагогов. Мы обучили работать по новым образовательным стандартам учителей начального звена. По учёбе учителей мы – первые в России.

- Вячеслав Александрович, а каково ваше личное отношение к единому госэкзамену?

- Двойственное. Работая в вузе, я заметил, что у ребят после ЕГЭ словарный запас оставляет желать лучшего. Вместе с тем, ЕГЭ даёт реальную возможность поступать в любые, даже столичные вузы. Сам ежегодно сдавая ЕГЭ, ловлю себя на мысли: чтобы ответить на вопросы КИМов, нужно иметь основательные знания.

- И чего вам удалось добиться?

- Когда три года назад наши выпускники сдавали единый госэкзамен, результаты были обескураживающие – 30 процентов «двоек» по русскому языку, 33 процента «двоек» - по математике. Перед нами встала задача научить и учеников и учителей. Выявили пробелы в знаниях, некоторые – с пятого класса. Кстати, выяснилось, что не все педагоги могут проанализировать ответы ребят. Я сам столкнулся однажды с тем, что на уроке по истории учитель допустил 12 ошибок. А в классе – 5 учеников! Хотя, должен сказать, пришлось видеть и замечательные уроки.



Ещё раз повторю, учителя бывают разные. Особая тема – мониторинг знаний учащихся. Не скрою, было много критики наших усилий, даже со стороны Рособрнадзора – зачем дополнительное тестирование? Мониторинг сделал картину понятной. Проводили дополнительные занятия, групповые консультации сочетали с индивидуальными. Сами ребята поняли необходимость этого – им же через год – другой сдавать ЕГЭ. Среди педагогов была определённая настороженность, но я помню, как сказала одна сельская учительница: «Вы видели настоящего учителя, который отказал бы ребёнку в помощи?» Итоги ЕГЭ нынешнего года всем хорошо известны: 52 стобалльных результата, «двойки» по русскому и математике в пределах одного процента. По успеваемости где-то с 65-го места в стране мы поднялись до первой двадцатки. За нашим опытом подготовки к ЕГЭ приезжают из других регионов.

- Вячеслав Александрович, кроме ЕГЭ и новых образовательных стандартов опасения в обществе вызывает оптимизация, закрытие малокомплектных сельских школ.

- По численности малокомплектных школ мы - вторые в стране после Ханты-Мансийского округа. Их у нас сорок процентов. Исходя из подушевого финансирования для города норма 25 человек в классе, для села – 15. У нас есть школы, где в классах – 3 – 4 человека. А ведь от этого зависит зарплата учителя. В среднем по области ученик обходится бюджету в 43 тысячи ежегодно, в Оренбурге – 14- 15 тысяч. А есть школы, где он «стоит» 170- 180 тысяч в год.

Признано, что 2,2 миллиарда рублей в год мы используем неэффективно. То есть, эти деньги могли пойти на зарплату учителей. Им повышена зарплата на 30 процентов, но средней по экономике мы пока не достигли, хотя есть регионы, где зарплата учителей сравнялась со средней по промышленности. А самое главное – какое качество обучения в малокомплектных школах? Может ли историк преподавать физику?

Одна мама из села привезла дочь в Оренбург на консультацию по английскому языку. Педагог-специалист побеседовал с девочкой и спрашивает: «Скажите, а какой иностранный язык в вашей школе изучают?» Конечно, губернатор Юрий Берг совершенно прав, объявив мораторий на ускоренную оптимизацию и требуя разбираться индивидуально в каждом случае. Сначала надо создать базу, построить дороги, закупить автобусы, обеспечить безопасную доставку детей, питание, а уж потом закрывать бесперспективные малокомплектные. Но избежать этого, видимо, нельзя. Смотрите, что по новым стандартам должно быть в каждом школьном классе: компьютер для учителя, цифровой фотоаппарат, видеокамера, у каждого ребёнка по компьютеру. Ещё интерактивная доска. Я подсчитал – для нормального класса это полтора миллиона рублей. Можно ли всё это обеспечить в малокомплектной с учителем, работающим на четверть ставки?

И сейчас, конечно, делаем, что можем. Более двухсот сельских детей, что называется, с искрой божьей выявили и распределили по вузам, в зависимости от склонностей. Во время школьных каникул их (причём не только старшеклассников) будут вызывать на сессии к определённому преподавателю, потом он же будет работать с учеником дистанционно – и так до окончания школы.

- Скажите, а удаётся вам как-то продолжать заниматься наукой?

- По-настоящему просто физически времени не хватает. Хотя за три года у меня вышло две монографии.

- Вячеслав Александрович, можно несколько слов о семье, увлечениях?

- У меня самая обыкновенная семья. Жена – учитель, учились вместе. Взрослая самостоятельная дочь - юрист, работает в областном суде. Собака у нас есть. Увлечений особых нет, хотя вообще-то я рыбак: полно удочек, лодок. Но летом вырваться удалось всего два раза, и то на полдня. Дело не в рыбе, там просто забываешь о работе и чувствуешь, что мир вокруг существует во всем многообразии - вот редкие птицы у нас появились…

- Помимо образовательного процесса у школьного министра масса забот – ремонт и оснащение школ, тендеры и подряды, безопасность детей, кадры, финансовые проблемы. Не жалеете, что оказались в этом не самом уютном кресле?

- Нет, всё-таки, не жалею. Очень хлопотно и ответственно, но когда удаётся что–то из задуманного осуществить, когда видишь результат, то хочется сделать ещё больше.



Справка

Вячеслав Александрович Лабузов родился 25 июля 1957 года в Оренбурге.


Трудовую деятельность начал в 1974 году слесарем-сборщиком на Оренбургском аппаратном заводе.
В 1983 году окончил историко-филологический факультет Оренбургского пединститута.
1984 -1990-е годы – на комсомольской и партийной работе.
С июня 1990 года – на преподавательской работе. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2004 – докторскую. Автор 70 статей и 10 монографий.
2006 - 2008 годы – декан факультета второго высшего образования ОГПУ.
2008 - 2010 годы – министр образования области.
21 июля 2010 года указом губернатора Юрия Берга назначен на должность министра образования области.





Фото с сайта ОЦДЮТурК
Источник: Газета «Оренбуржье»



Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел