Вячеслав Белокуров: «Говорить о том, что ситуация с экологией в Орске ухудшается, не совсем справедливо»

В конце сентября по инициативе губернатора Оренбургской области на никелькомбинате прошло выездное заседание комитета Законодательного собрания области по собственности, природопользованию и строительству во главе с Александром Соляником. О неожиданных выводах заседания и в целом о перспективах городской экологии мы поговорили с Орским межрайонным природоохранным прокурором Вячеславом Белокуровым


10329
13.10.2011 Область

– Вячеслав Александрович, выводы, которые последовали после заседания, удивили многих. «Документы, представленные надзорными органами, – сказал Александр Соляник, – говорят о том, что нарушений в сфере соглашения, подписанного между губернатором области и руководством комбината, не зафиксировано». Получается, ничего не было?

– Проверку по данному факту проводил Росприроднадзор, в отношении юридического лица, в нашем случае  – ОАО «Южуралникель», проводится административное расследование. Что касается временно согласованных выбросов, то здесь необходимо иметь в виду следующее. Установленные Комбинату «Южуралникель» нормативы на предельно-допустимые и временно-согласованные выбросы (измеряются весовыми категориями: граммами в секунду и тоннами в год), не дают право предприятию осуществлять свою деятельность с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) за пределами установленной санитарно-защитной зоны. Если же превышение фиксируется за пределами санитарно-защитной зоны, то это уже считается нарушением. На границе санитарно-защитной зоны, кстати, уровень ПДК по диоксиду серы 20 сентября составил 3,4, что ниже согласованных для предприятия 4,5 ПДК. Однако именно потому, что превышение ПДК было зафиксировано за пределами санитарно-защитной зоны (в жилой зоне), в отношении предприятия и было возбуждено административное расследование.


Александр Соляник

 – Какие штрафные санкции предусмотрены за это административное правонарушение?

– За те действия, которые инкриминируются Никелькомбинату 20 сентября, предполагается штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Однако в настоящее время все материалы проверки находятся в Росприроднадзоре, который поставит точку в этом деле.

– Говоря о событиях 20 сентября, многие промышленники упирают на то, что это дело рук журналистов, которые просто раздули проблему, и орчан, которые в шеренги выстроились у медицинских кабинетов. Есть информация, что в мае-июне этого года в поселке Никель был зафиксирован выброс 4,97 ПДК по диоксиду серы. Однако никакого шума и карательных мер не последовало. Почему? Потому что выброс произошел ночью, когда люди спали?

  – Фиксация в воздухе тех или иных веществ – это еще не основание для привлечения кого-либо к ответственности. Есть такое понятие, как причинно-следственная связь, есть такое понятии, как виновное поведение, за которое наступают различные виды ответственности. Для того чтобы эта ответственность наступила нужно собрать, помимо фиксации непосредственно факта превышения ПДК, доказательства виновности именно этого юридического лица. И только после этого можно делать какие-либо выводы. Если говорить о выбросе 20-го сентября, то в тот день с самого утра жители поселка Никель стали звонить в экстренные службы, обращаться за медицинской помощью и специалисты незамедлительно отреагировали на это.



- Сегодня в Орске находятся два специалиста Росприроднадзора, которые выехали на место и приняли участие в проведении административного расследования. Раньше в таких случаях ждали прибытия на место специалистов из Оренбурга и, соответственно, об оперативности в фиксации, проведении проверки не могло быть и речи. Вот и получается, что 20 сентября все службы сработали оперативно и собрали, будем надеяться, достаточный материал для принятия решения о привлечении виновных к административной ответственности.

 – Большая часть жителей поселка Никель проживает в санитарно-защитной зоне. Не живут, а выживают. Сегодня как-то решается вопрос о расселении орчан из-под «трубы» и кто этим будет заниматься?

– Необходимо определить границы санитарно-защитной зоны, а потом уже делать выводы и принимать решения. Нужно выяснить точно и четко: где и сколько конкретно домов и строений попадают на территорию санитарно-защитной зоны. Вообще границы санитарно-защитной зоны могут меняться.  Их устанавливает не предприятие, которое просто очерчивает вокруг себя, допустим,1000-метровый круг, и кто попал в ее границы –тот и попал. Нет, это работа, над которой долгое время трудится большой коллектив специалистов,  которая проходит согласование в соответствующих органах. Сегодня говорить о границах санитарно-защитный зоны никелькомбината пока рано. Год назад мы направили исковое заявление в суд о понуждении предприятия разработать проект о санитарно-защитной зоне, буквально месяц назад этот проект был разработан, исполнительное производство по нашему иску было прекращено.



- Определение границы санитарно-защитной зоны предприятия зависит от многих факторов и рассчитывается специалистами. По никелькомбинату проектная работа только-только завершилась. В санитарно-защитной зоне имеются жилые дома и другие здания. Думаю, что часть из них могут признать «аварийными», то есть непригодными для проживания и вполне возможно, что их жильцов будут расселять в рамках федеральной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. В свое время этот вопрос обсуждался с администрацией города, инициировался собственниками никелькомбината.

– Сегодня в городе активно муссируется тема стационарных экологических постов «СКАТ», которые были закуплены никелькомбинатом и лежат у них на хранении, так как у города нет средств на их содержание. Есть ли какие-либо новости в решении данной проблемы?



 – Вопрос о стационарных экологических постах, по имеющейся у меня информации, решается. Проблема не в том, как и где именно установить эти посты, а в том, как содержать, иметь штат сотрудников, располагать необходимыми расходными материалами. Необходимость располагать более точной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды в Орске очевидна. Осталось определить, за счет каких средств это будет происходить. Мне только не совсем понятно, почему об этом задумались, когда посты уже были приобретены. Почему это нельзя было предусмотреть одновременно с решением вопроса о приобретении?

– Недавно Юрий Берг озвучил предложение: средства, выплачиваемые предприятиями за негативное воздействие на окружающую среду, сделать целевыми, то есть направлять конкретно на решение экологических задач. Какое Ваше мнение по этому поводу?

 – Это вполне разумное предложение. Деньги, которые поступают в бюджет за вред, нанесенный экологии, должны быть целевыми и идти на решение проблем, связанных с экологией, а не идти на иные нужды. Сегодня у нас какая картина: все деньги, поступающие от предприятий в виде обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, штрафные санкции,  – все это растворяется в бюджете,  на содержание тех же экологических постов у города нет средств.



– Предприятия платят деньги за негативное воздействие на окружающую среду, подвергаются штрафным санкциям за нанесенный экологии ущерб. Возникает вопрос – а почему предприятия не платят за то, что люди дышат отравленным воздухом? Почему в законодательстве человек – существо беззащитное и вне экологического закона?

– Вопрос интересный, но он не в компетенции природоохранной прокуратуры. Мы работаем с существующим законодательством и следим за соблюдением действующих законов. Скорее такой вопрос можно задать нашим депутатам Госдумы, которые разрабатывают проекты и законы. И если есть проблема, если есть какие-то данные, которые указывают на то, каким образом и в какой мере вредные выбросы влияют на здоровье человека, то тогда этот вопрос надо инициировать на другом уровне.

– Сегодня многие крупные предприятия говорят о модернизации, об уменьшении количества выбросов и улучшении экологической обстановки. Но как показывает практика, всех кормят обещаниями: модернизация идет мелкими шажками, а люди продолжают задыхаться.

 – Для тех предприятий, которые занимаются реконструкцией производства, приобретают новое, в том числе газопылеулавливающее и другое природоохранное оборудование, снижают тем самым негативное воздействие на экологию, необходимо делать послабления в выплатах, таких, как налоговые, например. Собственники предприятий хотят, чтобы государство, таким образом, стимулировало предприятия к тому, чтобы оно вкладывало деньги в модернизацию производства.



- Думаю, что в этом есть смысл, более того, уверен, что необходимо использовать любые рычаги и любые стимулы для того, чтобы, в конечном итоге, уйти от производств 18-20-х веков и перейти на более щадящие экологию технологии 21 века. Сейчас в Госдуме активно обсуждается проект «Об атмосферном воздухе», в котором предусмотрено значительное увеличение ответственности предприятий за негативное воздействие на окружающую среду. По моему мнению, обсуждаемый закон, в случае его принятия,будет лучше стимулировать предприятия в проведении модернизации.

- Те санкции, которые существуют сейчас, по моему мнению, не являются серьезным основанием для собственников предприятий вкладывать деньги в приобретение нового оборудования, реконструкцию существующих производств. Многие предприятия предпочитают платить штрафы, а не вкладывать деньги в модернизацию производства, которое бы улучшило экологическую обстановку. Так вот, в обсуждаемом законе штрафные санкции увеличены в разы, а в некоторых случаях и в сотни раз. И уже сегодня многие крупные предприятия действительно занимаются модернизацией производства, разумно полагая, что шевелиться надо сейчас, а не через два-три года.

- На примере ОАО «Южуралникель»: согласно проектной документации в период с 2011 по 2018 годы на комбинате планируется поэтапная коренная реконструкция пирометаллургического производства. Основным направлением коренной реконструкции предприятия является строительство и ввод в эксплуатацию производства ферроникеля методом электроплавки. Подразумевает вывод из эксплуатации оставшихся трех шахтных печей, что позволит свести выбросы диоксида серы и пыли до минимума. После реконструкции производства и выполнения всего комплекса природоохранных мероприятий на предприятии выбросы загрязняющих веществ сократятся более чем в 3 раза и составят в 2015 году 58403,8407 т/год. А экологическая обстановка в городе улучшается.

-  Может быть, не такими темпами, как нам с вами хотелось,  может быть, не всегда это отчетливо заметно, особенно в дни неблагоприятных метеорологических условий, тем не менее, это факт. К примеру, по сравнению с 2007 годом, на территории Оренбургской области на 14 процентов уменьшились выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Учитывая, что наибольшие выбросы в атмосферу происходят из стационарных источников,  а это примерно 70 процентов, то я приведу данные из Государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды за 2009 год именно по стационарным источникам. Так вот, выбросы загрязняющих веществ в 2005 году составили 906,484 тысяч тонн, в 2009 – 646, 809 тысяч тонн. Как видно, снижение на 29 процентов. Поэтому говорить о том, что ничего не делается и ситуация только ухудшается, не совсем справедливо.

Источник: «Орский вестник»

Ссылки по теме:


1) Экологи зафиксировали превышение ПДК в 1,2 раза – 11 октября 2011
2) Орск задыхается в дыму – 10 октября 2011
3) Губернатор выступил в защиту экологии – 29 сентября 2011
4) Сегодня на ЮУНК экстренно остановили оборудование – 20 сентября 2011
5) Массовое отравление на Орском вагонном заводе? – 20 сентября 2011
6) Выброс серы превысил норму ПДК в 3,4 раза – 21 сентября 2011



Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел