Власть и предприниматели: игра в одни ворота

Проблема малого и среднего бизнеса сегодня стоит как никогда остро. Казалось бы, на всех уровнях власти делается всё для развития предпринимательства. Однако на деле особого прогресса в этом секторе экономики нет. И как отмечают аналитики, в ближайшее время развития малого и среднего бизнеса ожидать не приходится. Спад предпринимательства, наметившийся в прошлом году, может продолжиться и в этом. Мы уже поднимали эту тему в материале «Бизнесмены уходят в глубокий кризис». Как оказалось, вопрос развития предпринимательства сложен и многогранен. И сегодня затронем ещё несколько аспектов, оказывающих негативное влияние на развитие предпринимательства в Орске


4255
31.01.2012 Область

Властный шлагбаум

– Я считаю одной из самых главных причин, которые тормозят развитие малого и среднего бизнеса в городе, является непонимание властей, что этот сектор экономики нужно развивать, – комментирует член Торгово-промышленной палаты области Роман Гафаров. – Вроде как предприниматели в Орске есть, работают, шевелятся, как-то крутятся – ну и ладно. Нет осознанного понимания, что нужно больше людей привлекать в эту сферу.

- В советские времена делали ставку на крупную промышленность – эта тенденция так и осталась у руководства области и города. Время показывает, что это ошибочная позиция. Последние десятилетия промышленные предприятия Орска чахнут, сколько бы ни делали в них вложений, и то, что промышленность развивается, – неправда. Это я говорю как экс-заместитель главы города.

В своё время, будучи первым заместителем главы города, Роман Рафаилович возглавил работу по развитию малого и среднего бизнеса в городе. Появляется два управления – по перспективному развитию и по работе с малым и средним бизнесом, привлекаются научно-исследовательские центры, которые анализируют экономику города, предлагают пути развития.

– Большинство тех прогнозов, что мы делали со специалистами Леонтьевского центра из Питера, сбылось, – продолжает Роман Гафаров. – Мы говорили, что нельзя городу делать ставку только на крупных промышленников. И когда пришёл кризис – всё рухнуло: заводы в простое, прибыли нет, налоги не оплачены, нет денег на зарплату рабочим.

Город по налогам в одночасье потерял порядка 300 миллионов рублей. Только федеральная программа по занятости населения помогла избежать обострения социального напряжения. Мы говорили, что за счёт развития малого и среднего бизнеса можно увеличить налоговые поступления в бюджет, а для этого нужно продумать определённые преференции для начинающих предпринимателей. Понимания не было.

Как отметил Роман Гафаров, сейчас у властей нет системности в работе с предпринимателями. А после упразднения управлений по перспективному развитию и по работе с малым и средним бизнесом исчезло связующее звено между предпринимателями и администрацией города.
 
Как задавить предпринимателя?

О стабильности и предсказуемости власти говорил и член Комиссии Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по вопросам предпринимательства в России Владимир Коган.

– Как у нас относятся власти к развитию малого и среднего бизнеса, видно на примере деятельности некоторых наших чиновников, – говорит Владимир Коган. – Ответственное лицо в аппарате правительства области, которое должно заниматься его развитием, находится под следствием. Ему государство выделяло деньги на популяризацию бизнеса. На эти средства он должен был создавать предпосылки в информационном пространстве, снять фильм, осуществить социальную рекламу. Сейчас соответствующие органы разбираются, куда на самом деле делся 1 миллион рублей этих денег.



Коррумпированность чиновников, нежелание поднимать этот сектор экономики, ригидность власти – это одна из причин, почему малый и средний бизнес развивается плохо, и даже, как оказалось, идёт на спад. Многие предприниматели жалуются на несовершенное налоговое законодательство, повышение налогового бремени. Но увеличение страховых взносов почти в два раза, которое было в прошлом году, ударило не по всем предпринимателям.

Его тяжесть прочувствовали только те, у кого в структуре расходов и себестоимости представления услуг или выпуска продукции основное место занимает заработная плата. Это малые предприятия, имеющие форму юридических лиц. Они выпускают программные продукты, занимаются исследовательской работой, предлагают издательские услуги или выпускают новую высокотехнологичную продукцию. Но и простому индивидуальному предпринимателю нелегко.

На какой бы форме налоговой отчетности он ни находился, он в любом случае обязан платить в Пенсионный фонд и социальные выплаты, независимо, получает доход или нет. Насколько это справедливо? А 1 января 2012 года вступило в силу Положение Банка России «О порядке ведения кассовых операций». Индивидуальных предпринимателей фактически приравняли к юридическим лицам. Предприниматель обязан вести кассовую документацию в том же объёме, что и юридические лица, и всю выручку сдавать в банк.

Соблюдение этих требований увеличивает объём бухгалтерской документации частника и затраты на её ведение. Выручку ИП должен сдавать в банк на личный счёт. А когда будет снимать, придётся платить банку комиссию. Увеличение бухгалтерской отчётности даже не перед налоговой, а перед банком, рост денежных затрат – это самый действенный способ задавить предпринимателя, особенно производителя.
 
Банкиры выгоду видят

– Производственников в малом и среднем бизнесе области или Орска очень мало, – говорит Роман Гафаров. – Сельских производителей или переработчиков тоже. И это понятно. Их поставили в самое сложное положение. Каждому приходится самостоятельно крутиться. Инновационные технологии приоритетны и получают льготы только в выступлениях политиков или чиновников. Что происходит на самом деле?

Организовали в области Гарантийный фонд, который на льготных условиях должен выдавать предпринимателям кредиты.Но выставили такие жёсткие условия при получении денег, что никто не может на эти средства рассчитывать. За всё время кредиты из него получили четыре или пять предприятий. На деньги из Гарантийного фонда могут претендовать только акционерные общества. Ни ООО, ни ИП не получат из фонда ни копейки.

Реально производственник не может надеяться на льготный кредит. К примеру, на строительство очередного торгового центра бизнесмен может получить банковский кредит под 7-8 процентов – банкиры понимают выгоду. Это деньги, которые в любом случае можно вернуть недостроенным зданием или уже введенным в эксплуатацию. А что взять с производственника? Пойдёт у него бизнес или ничего не получится?



Что с него потом возьмёшь? С инновационными предприятиями ещё сложнее. Они первые 4-5 лет работают себе в убыток. Нужно создать проект нового продукта, его разработать, выпустить первый экземпляр, которого ещё нет на рынке. Его нужно опробовать, отдать специалистам на экспертизу. Далее необходимо довести до каждого потребителя, что новый продукт имеет преимущества перед аналогами. Процесс длительный и очень затратный. На каждом этапе требуются приличные вложения.

– Если власти хотят реально помочь малому и среднему бизнесу, который внедряет новые технологии, занимается производством продукции, нужно выделить определённую сумму рублей и забыть об этом на ближайшие 5-6 лет, – говорит Роман Гафаров. – Отменить налоги на уровне города или области можно. Бюджеты особенно ничего не выигрывают или ничего не проиграют. Риск велик, но это подхлестнёт развитие предпринимательства и позже окупится с лихвой. Но на этот шаг нужна политическая воля руководства города и области.

Как отметил Роман Рафаилович, нужно уметь занимать и уметь отдавать. Для этого нужно научиться зарабатывать, привлекать частные инвестиции. В этой связи показателен пример Москвы, особенно в первые 10 лет работы мэра Юрия Лужкова. Он под городской бюджет брал кредиты, и за счёт заёмных денег проводились различные городские программы. Что он сделал в Москве, чтобы там крутились деньги?

Стоят старые здания в центральных районах столицы. К нему приходят предприниматели, которые хотят их выкупить. Он им это разрешает сделать, но с определёнными условиями. Здание должно быть отремонтировано за их счёт, при этом сохраняется исторический вид строения. Половина здания остаётся за муниципалитетом. Позже свою половину здания город сдаёт под офисы другим фирмам. Аренда доходила до 2,5-3 тысяч долларов за квадратный метр. Отечественные или зарубежные компании арендовали эти площади.

Почему в Москве сконцентрировалась перевалочная база по продуктам и другим товарам? Лужков на первое время их освободил от аренды и налогов. Прошло 10 лет. Руководство города говорит: «Ребята, хватит, пора платить налоги». А они уже расстроились, организовали инфраструктуру, твёрдо стоят на ногах. Куда им деваться? И это выгодно всем сторонам. Это хороший пример правильной политики власти по отношению к бизнесу.

Сегодня отношения власти и бизнеса складываются односторонне. Нужно наполнить бюджет – увеличим налоги или используем свой административный ресурс. В последние годы в Орске стало модным подписывать договоры о соцпартнёрских отношениях – это касается всех сфер малого и среднего бизнеса. Нужно городу сделать какие-то мероприятия – обращаются к рестораторам или предприятиям торговли: «Нужно помочь».

К примеру, предпринимателя, занимающегося рекламным бизнесом, могут настойчиво попросить отдать на некоторое время рабочие площади его щитов под социальную рекламу, и предприниматель теряет свою прибыль. Но попробуй от этого отказаться. А что получает предприниматель взамен своей «добровольной» помощи?

Источник: «Орский вестник»



Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел