29 марта 2024 • Пт • 12:00

В погоне за ценами

В этом месяце пенсионеры получат пенсию в повышенном размере. С 1 апреля произошла индексация трудовых пенсий на 6,3 процента, социальных – на 8,8 процента, также увеличились денежные выплаты на 10 процентов. Но выиграли ли пенсионеры на нынешнем повышении?


8540
22.04.2010 Область
Итак, руководители местных и федеральных Пенсионных фондов твердят о том, что сейчас основным направлением всей системы является максимальная реализация пенсионных прав граждан. Мы в этом не сомневаемся, потому что видим, какая трудоёмкая и сложная работа проводится специалистами пенсионных отделений в процессе перехода на валоризацию пенсий и монетизацию льгот. Всё бы ничего, да вот только повышение преподносится россиянам как большое благо, огромный труд государственных мужей, хотя, по сути, пенсия должна повышаться сама собой вслед за инфляцией.

Пенсионеров это повышение в особый восторг не приводит, тем более что они прекрасно понимают, что повлечёт за собой эта индексация пенсий – пусть не сегодня или завтра, но скоро последует рост цен. Заверения чиновников о замедленном росте цен на продукты опять-таки носят успокаивающий характер. Походы в магазин и рост коммунальных тарифов говорят об обратном – цены растут и будут расти.

2010 год привнёс в жизнь россиян повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Так что говорить об улучшении уровня жизни пенсионеров можно с большой натяжкой. Но зато принимаемые государством меры позволяют избежать резкого ухудшения жизни пенсионеров в нынешнем году – это, пожалуй, плюс. Но оптимизм по этому поводу должен быть максимально осторожным.

 У кого в кармане зазвенело?

Средний размер трудовой пенсии по Орску составляет 7 886 рублей, средний размер пенсии по инвалидности – 5 022 рубля, а по случаю потери кормильца – 4 618 рублей. По стране средние размеры всех пенсионных выплат выше.

Светлана Бабиюк, начальник Пенсионного фонда г. Орска:

бабиюк.jpg– В некоторых городах, особенно в мегаполисах, осуществляются доплаты к пенсиям из местных бюджетов. Орские пенсионеры – не получают. И тем, чьи пенсии не дотягивают до прожиточного минимума, государство делает доплаты с 1 января. Сейчас прожиточный минимум в Орске – 4 228 рублей. Поскольку у нас прожиточный минимум ниже, чем по стране, в Оренбургской области на доплаты идут не региональные, а федеральные средства.

В этом году на эти цели федеральный бюджет выделяет 29 миллиардов рублей на всех пенсионеров страны. В Орске, по официальным данным, проживают 71 688 пенсионеров. Из них 5 220 человек живут на прожиточный минимум. Точнее, чтобы жить на этот минимум, они получают те самые доплаты из федерального бюджета. Разбег получаемых доплат широк: кто-то имеет минимальные – 1 рубль 62 копейки, а кто-то – 2 862 рубля. Получается, есть люди, у которых основная пенсия без доплат составляет всего 1 366 рублей – деньги, прожить на которые практически невозможно.

По словам Светланы Бабиюк, по состоянию на 1 января текущего года получателей доплат было больше. После апрельского увеличения пенсий количество доплат уменьшилось, но не намного.

Некоторые категории пенсионеров по-прежнему получают пенсии ниже прожиточного минимума – по три с небольшим тысячи рублей. Это, в основном, инвалиды детства и те, кто выработал маленький трудовой стаж. С последней категорией пенсионеров всё более-менее понятно.

Сложнее с инвалидами детства: у них трудового стажа нет вообще. В некоторых городах создают организации по трудоустройству инвалидов, таким образом, хоть как-то способствуя выработке стажа, столь необходимого для начисления пенсии.

Хорошие пенсии получают по потере кормильца и дети-сироты. Но даже сироты, получая, в общем-то, неплохие деньги, самостоятельно зарабатывают на жизнь, в том числе и на свою будущую пенсию.

У сегодняшних пенсионеров январское и апрельское повышения всё равно не вызывают приступов эйфории. По словам самих пенсионеров, улучшения жизни ожидать и не стоит. В первую очередь потому, что каждое увеличение пенсии влечёт за собой массу других повышений: цен на продукты, на лекарства. После приобретения продуктового и лекарственного наборов, остатки уходят на оплату жилищно-коммунальных услуг, света, газа и телефона. На верхнюю одежду, мебель пенсионеры не тратятся – доживают в том, что осталось.

Многие из них говорят, что вдвоём жить легче, потому что на две пенсии прожить ещё можно. А одинокие пенсионеры на вопрос  «как жизнь?» отмахиваются:

– Лучше не спрашивайте!
– Почему так?
– Одна рука даёт, другая – забирает.

– Раньше спасали льготы на оплату коммуналки, – рассказывает одна орская пенсионерка. – Мы оплачивали лишь 50 процентов квартплаты. Когда затевалась монетизация, нам обещали, что льготы в полном объёме возместят деньгами. А на деле получился обман. С 1 января мы стали получать 600 рублей в качестве компенсации льгот, и в то же время произошло повышение тарифов на услуги ЖКХ. И вот с 1 апреля выплаты повысили на 10 процентов, а в принципе, просто вернули те самые 60 рублей назад, что мы потеряли с нового года. Непонятно, к чему такие скачки? Ну да ладно, хоть столько дают.

На 10 работников по статистике 15 пенсионеров

– Каждому из нас необходимо копить на старость, – уточняет Светлана Анатольевна. – Во многих странах так и делают. Российская молодёжь это понимает, но, к сожалению, не все. Почему-то большинство не стремятся работать. Они мечтают зарабатывать сразу и в больших количествах. Так на достойную пенсию не заработаешь. Единственное радует: сегодня люди понимают, для чего и в каких количествах они перечисляют часть своей заработной платы в Пенсионный фонд. Правительство даёт возможность копить свои пенсии, софинансируя их вдвое. Вот только уже сейчас заметно, что количество пенсионеров по России, в частности в Орске, увеличивается, а количество работающих граждан уменьшается.

Грубо говоря, в среднем один работающий человек обеспечивает 1,5 пенсионера. Так что получается, как в старой песне: только там по статистике на 10 девчат 9 ребят, а здесь – на 10 работников 15 пенсионеров.

Как известно, правильное соотношение работающих и неработающих граждан – это основной показатель здоровья системы социальных гарантий государства. Чем больше первых, тем проще обеспечить вторых. Но уже сейчас это соотношение кардинально изменилось и продолжает меняться, причём, в худшую сторону.

В советские годы, по статистике, число работающих граждан примерно на 30 процентов превышало число неработающих. Тогда трудоспособное население планомерно обеспечивало нетрудоспособное пенсиями.

В 1959 году на 1 тысячу трудоспособных жителей приходилось 714 неработающих. Сейчас число нетрудоспособных россиян составляет 47 процентов от общего числа населения – то есть их практически столько же, сколько тех, кто работает. Сотрудники Института социально-экономических проблем народонаселения РАН уточняют, что «с 2011 по 2018 год количество трудоспособных россиян будет уменьшаться ежегодно на 1-1,2 миллиона человек. Это объясняется тем, что на рынок труда будет выходить меньше граждан, чем обычно. В эти годы закончат учёбу и начнут работать дети, рождённые в период «шоковых реформ» 1990-х. А тогда рождаемость была низкая. То есть в ближайшие несколько лет ситуация с «кормильцами» пенсионеров может усложниться в разы. К 2025 году молодых работоспособных людей будет в два раза меньше, чем пожилых». Этот фактор позволяет говорить о повышении пенсионного возраста. В противном случае страну будет некому содержать.

Видимо, по этой причине в который раз уже на государственном уровне звучит мнение об увеличении пенсионного возраста в России. Но Пенсионный фонд выступает против. Да и в Российской академии наук сей шаг не поддерживают: мол, «с финансовой точки зрения это решение мало что даст. Но вот социальные последствия будут серьёзными: увеличится уровень бедности. Ведь сейчас многие пенсионеры продолжают работать и одновременно получают пенсии. А если их лишить пенсии, то людям придётся выживать».

К тому же, не стоит забывать, что когда мы смотрим на мировые тренды, то нужно их порой связывать с российскими реалиями и средним возрастом жизни в стране. На пенсии российские мужчины почти не живут, в то время как в Европе средняя продолжительность жизни на 20 лет выше, чем в России. Эти факты говорят не в пользу увеличения пенсионного возраста.

Иллюзиям не место в пенсионной системе РФ

Не только вышеизложенные проблемы существуют сегодня в пенсионной системе Российской Федерации. Проблем много, и все они решаются постепенно. В процессе валоризации по-прежнему возникает ряд вопросов.

– Почему во время «рекламы» предстоящей валоризации в прошлом году и по ходу её в начале текущего так много внимания уделялось положительной стороне проекта – то есть говорилось только об увеличении пенсий у всех категорий граждан – и ни слова не было сказано о том, что какая-то категория пенсионеров значительно потеряет в выплатах?

– Но ведь не все потеряли в выплатах, – отвечает Светлана Бабиюк. – Много выиграли инвалиды, участники Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих, хорошие пенсии получают орчане по потере кормильца, а также дети-сироты. Сейчас государство повернулось лицом к сиротам: они начали получать фиксированный базовый размер за двоих – за мать и за отца. Ну и неплохие пенсии у людей с солидным трудовым стажем.

– Кстати, о трудовом стаже. Например, две женщины 65 лет, общий трудовой стаж каждой составляет 35 лет. Но первая получает гораздо меньше второй только потому, что всю жизнь проработала нянечкой в детском саду, а не занимала пост начальника на каком-либо предприятии. Почему такое разделение?

– Оно показалось самым верным на сегодняшний день, – говорит Светлана Анатольевна. – У нас есть пенсионеры, проработавшие всю жизнь на тяжёлом производстве, на севере – они должны получать по горячей сетке пенсию выше. Да и, сами посудите, зарплаты нянечки и начальника на производстве сравнивать нельзя.

– Но разве справедливо, что бывшая нянечка, ныне пенсионерка, сегодня получает пенсию ниже прожиточного минимума?

– Вопрос о справедливости отпадает уже из-за одной заработной платы.

Всплывает резонный вывод, что этот вопрос на государственном уровне решился довольно-таки несправедливо.

Один их моих следующих оппонентов пожелал высказаться инкогнито:

– Путь развития пенсионной системы сегодня мне кажется тупиковым, – сказал мужчина. – Во-первых, все пенсионные выплаты должны быть равны для всех граждан страны, имея лишь дифференциацию по объективным показателям, как-то: возраст, трудовой стаж, государственные заслуги. Для Пенсионного фонда не должно быть разницы, кому выплачивать пенсию: начальнику на производстве или рядовому водителю. Они ведь отработали равное количество лет, имеют одинаковый пенсионный возраст – следовательно, их пенсии должны быть равными, пусть даже заработки отличались прежде в несколько раз. И если раньше все получали поровну, то теперь богатые получают и дальше больше всех, хотя это вовсе не означает, что это их трудовая заслуга. Это заслуга места, но не личности. С внедрением в жизнь процесса валоризации иллюзий на скорое обогащение всех категорий пенсионеров питать не нужно. Те, кто получал мало, – будут также мало получать, просто с надбавками. Те, кто много получал, – будут также получать, но с ещё большими надбавками. Справедливости никакой. Единственное, что верно, – это то, что человек, проработавший всю жизнь по горячей сетке, действительно обязан получать больше обычного водителя.

Это мнение небесспорно. Ведь кто-то изначально готовился к своей пенсии: корпел над книгами, получая высшее образование, стремился сделать хорошую карьеру, работая сверхурочно... А кто-то не отказывал себе в доступных удовольствиях.

Вывод, который сегодня можно сделать на основе уже имеющегося опыта пенсионного обеспечения, таков: на государство надейся, но и сам не плошай.

Источник: «Орский Вестник»
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел