28 марта 2024 • Чт • 23:50

Есть такая профессия – долги вышибать

Для Надежды этот звонок оказался неожиданным. Мужчина, представившись сотрудником коллекторского агентства, сообщил, что она не рассчиталась с банком. Женщина очень удивилась: последний платеж она внесла еще полгода назад. Это она пыталась объяснить звонившему, однако на другом конце провода были категоричны.


13289
07.06.2011 Область
Для Надежды этот звонок оказался неожиданным. Мужчина, представившись сотрудником коллекторского агентства, сообщил, что она не рассчиталась с банком. Женщина очень удивилась: последний платеж она внесла еще полгода назад, никаких претензий в ее адрес не поступало. Это она пыталась объяснить звонившему, однако на другом конце провода были категоричны. – Ничего не знаем, вы – должница, если не рассчитаетесь, у вас будут неприятности, –  не отступал мужчина.
 
Женщина посчитала, что произошло какое-то недоразумение, и легла спать. Однако на другой день все повторилось: ей снова звонили и требовали доплатить якобы недостающую сумму.

Звонки продолжались, окончательно выбив Надежду из колеи: стало скакать давление, обострилась язва. Пришлось уйти на больничный. Однако звонки не прекращались.

Когда Надежда вышла на работу, в ее учреждении появился молодой человек, став в очередной раз напоминать о долге. При этом вел себя вызывающе, сыпал угрозами. Можно представить состояние женщины.



Руководитель учреждения вынуждена была вызвать сотрудника службы безопасности, который вывел возмутителя спокойствия на улицу.

Однако и после этого коллектор не успокоился. Он продолжал названивать и на работу, и домой. В конце концов, терпение Надежды лопнуло и она обратилась в милицию. Там пообещали разобраться и принять меры. При этом, правда, оговорились: мол, прямой угрозы  нет, дескать, если бы на вас напали и пытались что-то сделать – тогда  другое дело. Тем не менее, вскоре звонки прекратились. Видимо, стражи порядка как-то на коллектора повлияли, а может быть, он, поняв тщетность своих попыток, отступил сам.
 
Многие орчане имеют смутное представление о коллекторских агентствах. Впрочем, сильно удивляться этому не стоит: учреждения, занимающиеся возвратом долгом, в городе можно пересчитать по пальцам.

– Схему методов воздействия на взыскание денег раскрыть не могу, – призналась мне коллектор Екатерина.

Тем не менее, некоторые детали она нам рассказала.



– Во-первых, если это досудебное взыскание долга, то психологическое воздействие мы используем, – продолжала Екатерина. – Ни в коем случае не запугиваем, утюгом не пытаем,  паяльником не прижигаем. Только психологическое воздействие. Это могут быть звонки, беседы, предупреждения. Хотя не на всех это действует. Лично со мной был случай,  когда мне звонили. Это продолжалось несколько месяцев. Была уверена, что все погасила, долгов нет, что подтверждали квитанции об оплате, осознавала, если будут доказательства вины, то на меня подадут в суд. Звонки игнорировала, не грубила, через несколько месяцев от меня отстали.

Не каждый может выдержать подобное давление, те, у кого психика оказывается слабее, ломаются. Кто-то считает, что лучше отдать этот несчастный несуществующий долг, чем терпеть муку и позор.

На это и рассчитывают коллекторы. Их задача – выбить долг. Этой цели они и следуют. К чести официально работающих коллекторов, в большинстве случаев они действительно действуют в рамках закона.

– При общении с должниками всегда представляемся, без разрешения в квартиру не входим, нецензурных выражений не используем, родственников и родителей должника не беспокоим.

– Бытует мнение, что среди коллекторов – бывшие сотрудники милиции, даже уголовники?



– У нас работают обычные люди с юридическим образованием. Ради интереса обращалась в одно из коллекторских агентств. Действительно, столкнулась с бывшими сотрудниками милиции, но никаких уголовников не увидела – симпатичные приветливые люди. Может быть, в крупных городах в качестве коллекторов и выступают бывшие  уголовники, хотя не уверена, что они востребованы: сегодня люди не настолько беспомощны, как в лихие 90-е. И все же многое зависит от самого человека. После обращения в милицию такие наезды, как правило, прекращаются.

А что касается так называемых «черных коллекторов»? Вот что по этому поводу думает руководитель коллекторского агентства Михаил:

– Это не юридическая контора, а вышибательная. Они-то и портят картину и имидж нашей профессии. Хотя есть законные методы. Мы, к примеру, выставляем претензии должникам, добиваемся встречи, но не путем давления и очернения. Если человек не согласен, обращаемся в суд, а затем к судебным приставам. Чтобы защититься от посягательств черных коллекторов, нужно написать заявление в прокуратуру. Если это не поможет – обращаться выше.  Мы это уже проходили – помогает.



С другой стороны, если человек недоволен действиями «вымогателей», что ему мешает обратиться в суд? Как показывает практика, это случается редко. К примеру, в суде Советского района в этом году было рассмотрено всего одно дело. Женщина, обратившаяся в мировой суд, просила признать действия коллекторского агентства незаконными, считая, что полностью рассчиталась с банком по кредиту. Однако в мировом суде выяснилось, что дама  просрочила погашение кредита. На этом основании суд отказал ей в удовлетворении иска.
 
Всегда ли правомерен гнев в адрес коллектора? Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. В связи с этим представляет интерес мнение бывшего работника службы  безопасности одного из банков.

– Случается, клиентов изначально, мягко говоря, вводят в заблуждение, –  рассказал Сергей. – Основная часть долгов – это долги по кредитным картам, клиентам сообщают, что они будут платить такую-то сумму в течение определенного времени и погасят долг. На самом деле речь шла о месячном платеже за пользование кредитом. Люди исправно выплачивали  сумму, но мало что менялось. Фактически сотрудники банка вводили в заблуждение своих клиентов. Так что коллектор здесь ни при чем –  он  работает с долгом, который ему поручили взыскать.

Бывает, на работу коллекторов жалуются в региональное отделение Роспотребнадзора. Однако каких-то  рычагов в этом плане у Роспотребнадзора нет. Единственное, что он может, –  проконсультировать, что  действия и методы коллекторских агентств не всегда законны. Кому-то, возможно, это помогает.



На момент подготовки этого материала законодательная база деятельности коллекторских агентств изобиловала «белыми пятнами». В том числе и по этой причине, недобросовестные коллекторы прибегают к не совсем законным методам. Однако в прошлом году появился законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», который должен регулировать отношения должников, коллекторов и банков. Предполагается, что в 2011 году он вступит в силу.

Согласно законопроекту, коллекторским агентствам запрещается сообщать о долге на работу или соседям. Сотрудники агентства не будут иметь права приходить за долгом в форме государственного представителя и предавать огласке информацию о долгах. Однако из закона странным образом исчезло точное время, когда должника можно беспокоить. В законопроекте прописаны способы, которыми коллектор имеет право общаться с должником: телефон, СМС, обычная и электронная почта, а также «иные способы, не противоречащие действующему законодательству».

А чтобы читателям не пришлось знакомиться с коллекторами, мы рекомендуем очень простые, но действенные способы:
–  платить по долгам;
–  не делать долгов, если не можете их оплатить.

И, собственно, все.

Источник: «Орский вестник»



Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел