28 марта 2024 • Чт • 15:22

Виктор Гладышев о честном и бесчестном

Более двух недель назад освободилось место председателя городского спорткомитета – Виктор Гладышев написал заявление «по собственному желанию» и спустя некоторое время был принят на работу в ДЮСШ «Авангард» на должность заместителя директора. Тогда экспредседатель по поводу своего ухода с поста ощутил... чувство свободы. Сегодня Виктор Владимирович поведал о проблемах в спорте – вчерашних и сегодняшних


5464
11.06.2011 Область
Более двух недель назад освободилось место председателя городского спорткомитета – Виктор Гладышев написал заявление «по собственному желанию» и спустя некоторое время был принят на работу в ДЮСШ «Авангард» на должность заместителя директора. Тогда экспредседатель по поводу своего ухода с поста ощутил... чувство свободы. Сегодня Виктор Владимирович поведал о проблемах в спорте – вчерашних и сегодняшних.

Как орчане попали в сборную области

– Чувство свободы возникло не спроста: наконец-то, мне удалось отоспаться за несколько лет бессменной работы на этом посту, – говорит Гладышев.– Впервые представилась возможность хоть немного отойти от общегородских проблем в спорте. К тому же, два года мы работали без отпуска в режиме нон¬стоп. То мы строили стадион «Северный», затем решали проблемы  административно-бытовым корпусом этого же стадиона, после занимались капитальным ремонтом ДС «Юбилейный», куда вложили порядка ста миллионов рублей, а потом – корпели на ремонте бассейна «Дельфин». В этом году началось строительство ФОКа на ОЗТП. Основная проблема там одна – финансирование стройки было начато слишком поздно. А все остальное просто навалилось до кучи.

– Когда Вы впервые заступили на должность председателя спорткомитета (Это было порядка двенадцати лет назад, когда мэром Орска в первый раз был Виктор Франц), – Вам досталась нелегкая пора…

– Тогда и времято непростое было. На момент получения приглашения возглавить спорткомитет я преподавал в школе физкультуру. Заступить на должность меня практически уговорили. Что в то время удалось сделать? Предприятия тогда разгружали свою «телегу», освобождаясь от культурной и спортивной базы. Мы приступили к созданию детско-юношеских спортивных школ. Первой появилась «Надежда», затем «Свобода» и СДЮШОР «Зенит», «Авангард» и «Лидер». Главное – тогда мы смогли сохранить тренерские кадры и материально¬техническую базу. Ни одно учреждение не перепрофилировалось. Тогда же появились первые чемпионы мира и Европы.

А ведь когда я пришел в спорткомитет, мы были практически нищими. Из¬за этого часто возникали словесные стычки с руководством областного спорткомитета по поводу того, что по разнарядке мы получали мизерное количество инвентаря и спортивной экипировки – тех же мячей и кроссовок, к примеру. На наши претензии в Оренбурге отвечали: «А зачем вам мячи и кроссовки, у вас же нет ни одного спортсмена, который входит в состав сборной области?» Эта фраза подстегнула нас к более решительным действиям, нужно было что¬то предпринимать. И мы сделали все от нас зависящее, чтобы орские спортсмены попали в областную сборную. Только после этого к нам стали относиться иначе.
 
Пришел, увидел, полюбил

– Сам же в спорт в качестве организатора я попал абсолютно случайно, – улыбается Виктор Владимирович.– Когдато давно, после учебы в училище, я работал токарем на заводе. Да, есть в моей биографии и такая строка. Однажды меня направили от предприятия в качестве физрука в детский пионерлагерь «Чайка». Именно тогда я понял, что мое призвание – это не токарный станок, а работа с детьми. После возвращения в город оставил завод и устроился спортинструктором в ЖКО ЮУМЗ. Тогда количество инструкторов по месту жительства было больше, но суть их все равно сводилась к качеству. Мы собирали детей во дворах по принципу: чем больше соберем – тем лучше. И дети шли к нам с удовольствием.



Проработав года четыре инструктором, не только мне, но и моим домочадцам стало понятно: из спорта я никуда теперь не уйду. У меня, честно говоря, даже желания такого не возникало. Во всех начинаниях всегда ощущал поддержку семьи. Причем, не только своей супруги Нины, но и ее родителей. С рождением первой дочери вроде должна была начаться другая жизнь, но разве я мог оставить надолго своих воспитанников, с которыми постоянно ездил на сборы и тренировки? Конечно, нет. Потому дому и семье уделялось меньше внимания, чем хотелось.

– Где же Вы познакомились с такой понимающей и любящей супругой?

– На танцах, в «пенсионерке» – иными словами, в ДК энергетиков. Она занималась бальными танцами, но даже не это меня привлекло. Просто это была любовь с первого взгляда. Так бывает, может быть, раз в жизни: увидел – и влюбился безоглядно.

– Что помогло и помогает не затеряться в быту совместной жизни?

– Уважение, с которым ты относишься к мнению и поступкам родного человека. В семье очень важно уважать друг друга. Этим принципам учила меня в юности мать, добрейшей души человек. У нее я многому учился. А с возрастом пришло понимание, что с любым человеком можно договориться, обсудив, что правильно, а что – нет. Только в этом случае можно говорить о понимании, которое должно быть в каждой семье. Раньше мы с таким пониманием воспитывали дочерей, теперь внука. С дедом, то есть со мной, внук редко бывает в силу моей занятости, но я стараюсь выкраивать для него час¬другой.

– Внука в спорт отдали?

– Мы попытались отдать его в хоккей. Но ему этот вид спорта не по душе пришелся. Так что с хоккеем мы завязали. Позднее также завязали с плаванием. Теперь отдали его в дзюдо. Нет, не для высоких достижений, а для здоровья.

– Вы ведь когда¬то тоже учили мальчишек играть в хоккей…

– Да, еще будучи спортивным инструктором – тренировал команду по хоккею и футболу. Но позже меня пригласили преподавателем на кафедру физвоспитания в орский педагогический институт.

Лимит на «легионеров» введен и в рабочем спорте

– Тогда пришлось немного перестроить жизнь, ведь институт затянул на добрые семь лет. Через какое¬то время меня назначили председателем спортивного клуба при вузе. Тогда у нас была шикарная база для развития сразу нескольких видов спорта. В институте неплохо шёл волейбол, лыжный, конькобежный спорт и стрельба, которую я сам преподавал. Наши юноши выполняли даже норматив перворазрядников, несмотря на то, что прерогатива вести подобные секции по стрельбе имелась только у ДОСААФа. Хотя мы наряду с ними также закупали на выделенные средства современные винтовки, пистолеты и числились в списке лучших по городу.

Основные же спортклубы располагались на базах ОМЗ и ЮУМЗ. Всем известен до сих пор юумзовский СК «Южный Урал», который имел свою детско-юношескую спортивную школу, где активно развивались велоспорт, легкая атлетика и хоккей.

– Кстати, о спортклубах! Не первый раз на совещаниях по развитию спорта возникает вопрос возрождения таких клубов на базах орских промышленных предприятий и в вузах. Насколько это реалистично? Ведь пока еще не появилось ни одного клуба.

– У этой проблемы два аспекта: нехватка энтузиастов, пропитанных спортом и готовых в силу своего энтузиазма за мизерную зарплату выполнять работу по оздоровлению предприятия, плюс нехватка финансирования. Ведь средства необходимы не только на заработную плату того же инструктора, но также на инвентарь для спортклуба. Хотя по первому времени на реализацию самого замысла по возрождению таких клубов нужны небольшие вложения. Это потом уже нужно будет думать: расширять спортивный клуб или не стоит.

– Мы сегодня видим, как некоторые организации в состязаниях среди рабочей молодежи прибегают к своеобразному обману. Они «покупают» за определенную плату спортсменов городских спортшкол для участия в соревнованиях в качестве их сотрудников. Порой команды некоторых компаний почти полностью состоят из легкоатлетов, к примеру. Разве это правильно?

– Это есть, но это нечестно по отношению к остальным участникам соревнований, которые не привлекают в свои рабочие команды спортсменов. Естественно, токарь, который занимался физкультурой только в школе, не сможет обогнать на дистанции легкоатлета, который занимается спортом с детства. Да, мировая спортивная система позволяет покупать и продавать спортсменов. Но это должно касаться только профессионального спорта. Соревнования среди рабочих коллективов – это всего лишь оздоровление того самого коллектива. Единственные, кто здесь выигрывают, это спортсмены, у которых появляется шанс заработать. Сейчас, при проведении Фестиваля рабочего спорта, мы ввели ограничение на «легионеров».

– Четыре года назад, когда Россия получила статус столицы Зимних олимпийских игр 2014 года в Сочи, Вы выразили надежду, что теперь физкультура и спорт будут финансироваться в полной мере из всех уровней бюджетов. Эта надежда не воплотилась?

– Нет. По сравнению с 2007 годом финансирование спорта уменьшилось по всем статьям. Тогда по городской программе развития физкультуры и спорта муниципалитет выделял более пяти миллионов рублей. Мы даже не осваивали их в полной мере. При этом мы неплохо финансировали работу спортинструкторов и выделяли больше средств на виды спорта, которые культивируются в спортшколах. А в прошлом и текущем году город по той же программе выделил 1,8 миллиона рублей. Всего!



- Когда начинаешь делить по 42 видам спорта, то сам не понимаешь, как они умудряются жить на 3040 тысяч в год. Спорту необходима финансовая подпитка от государства. Без нее он не сможет сделать шаг вперед. На одном энтузиазме тренеров и спонсорских пожертвованиях родителей мы далеко не продвинемся. Но сказать, что спорт наш в застое, нельзя. К примеру, открыто целое отделение футбола, запущена конноспортивная школа. Пока не решен окончательно вопрос с секцией фехтования, которая базируется на территории орского ОМОНа.

– Какие проблемы спорта были актуальны тогда и какие – сейчас? Что-то изменилось?

– Тогда и сейчас нас волновали и волнуют две основные проблемы: финансирование и заработная плата тренерского состава. Очень важно сохранить «старых» тренеров и привлечь новых. Только идут в спорт не многие. Решить проблему привлечения молодых кадров в спорт можно и на городском уровне. Например, с помощью грантов. Допустим, ежегодно можно определять 15 лучших молодых тренеров и 15 лучших спортсменов по разным видам спорта. Гранты могут быть небольшими – хотя бы в три тысячи рублей. Это для начинающего тренера с зарплатой в 4,3 тысячи – отличная прибавка. Спортсменам можно учредить гранты чуть меньше. Главное, чтобы у финансистов было желание это сделать и провести программу через Совет депутатов.

Людмила Денисова
, «Орский вестник»



Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел