Ни для кого не секрет, что начало нового учебного года дается каждому ребенку с огромным трудом. Стресс после каникул – вовсе не выдумка хитрых детей, не желающих вновь погрузиться в учебный процесс. Детский организм не в силах распрощаться с затянувшимися каникулами за один день. Тяжелее всех приходится первоклассникам. О том, как пережить этот трудный сентябрь, рассказали психологи Центра практической психологии г.Орска и сами родители первоклашек.
Елена Лущенко, психолог Центра практической психологии г.Орска и школы №25:
| - Ученые установили, что в сентябре организм школьника переживает примерно то же самое, что и организм космонавта перед выходом в космос: работает на грани всех возможностей. Это очень серьезное испытание, особенно для первоклассников. Однако тревога по поводу обучения в школе исходит, в первую очередь, от родителей. Первоклассник еще не знает, что будет происходить в школе. И первые страхи добавляют сами папы и мамы: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут». Поэтому взрослым нужно взять себя в руки: их волнение может передаться ребенку. |
Школьники любого возраста обязательно переживают период адаптации к школе. Причем этот период длится довольно долго: у кого-то месяц, четверть, кому-то не хватает и года. В среднем процесс затягивается на 6 месяцев.
Марина Лозинская, психолог Центра практической психологии г.Орска и школы №4:
- Заблуждаются те педагоги и родители, которые считают, что ребенок должен проучиться два-три дня и привыкнуть. На деле все гораздо сложнее. Школьник может плохо есть, спать, быть вялым, пассивным или наоборот, неадекватно возбужденным. Трудности испытывают все: первоклассники, пятиклассники и даже старшеклассники. Существует, например, такое понятие, как «синдром 10-ого класса». Это синдром отдыха после напряженного 9-ого класса. Ребята сдавали экзамены, определялись с выбором, ну а теперь… можно и передохнуть. И десятиклассники перестают учиться. Такая своеобразная адаптация длится до января. | |
Как же решить проблему?
- Первое и самое важное, что должны сделать родители, – это привести распорядок дня детей к определенному стандарту, - уверенна Елена Лущенко. Современная детвора воспринимает режим дня как настоящее наказание. Они засиживаются допоздна, проводят много времени за компьютером или у телевизора, уроки готовят до 11 -12 часов вечера. Из области фантастики для современных школьников спать не менее восьми-девяти часов в сутки.
- И всё же: первые месяцы следует посвятить выработке режимных моментов. При этом важно заканчивать все школьные задания не позже чем за полтора часа до сна. Многие родители первоклассников берут отпуск именно в сентябре. Использовать это время следует не для опеки. Создавая комфортные условия, надо готовить малыша к тому, как справляться дома уже без взрослых.
- Нас часто спрашивают: «До какого класса родители должны помогать ребенку с уроками?» Это зависит от возраста и индивидуальных особенностей. В начальной школе родители могут помочь научить учиться. К концу 4 класса ученик может выполнять домашнее задание самостоятельно. А вот с подростками действовать по принципу – доверяй, но проверяй.
- Еще одна трудность – разногласия в требованиях родителей: мама «строгая» запретила, папа «добренький» разрешил, или наоборот, - считает Марина Лозинская. Ребенок, который привык к такой ситуации, в дальнейшем не будет всерьез относиться к требованиям взрослых. Мы не говорим уже о единстве требований семьи и школы.
Помогать ребенку втягиваться в учебный процесс лучше заблаговременно. Уже с середины августа надо изменить режим дня – раньше ложиться спать и раньше вставать. Причем бесполезно требовать от малыша раньше отправляться в постель, если сами родители засиживаются далеко за полночь.
За две недели до начала учебного года в Центре практической психологии г.Орска проводились мотивационные тренинги для детей. Ребята учились общаться со сверстниками и взрослыми, бороться со своими страхами, искали выходы из школьных трудных ситуаций.
Что по этому поводу думают родители первоклашек?
Анастасия, мама первоклассницы
Ярославы:
| - В этом году дочка пошла в первый класс, и мы заранее переживали по этому поводу. Чтобы как-то помочь Ярославе освоиться, за неделю до школы поменяли режим. Если раньше она могла лечь спать часов в 12, а проснуться в полдень, то теперь график пришлось сдвинуть. Стали чаще кушать: больше фруктов, разрешаем шоколад, в распорядке появился второй завтрак. 1 сентября Ярославе в школе понравилось: праздник, много новых впечатлений. И хотя нагрузка на первоклассников пока небольшая (3 урока), уже на следующий день я заметила, что дочка устала. После школы обязательно будем отдыхать, ведь помимо уроков у нас еще и кружки. Постараемся каждый день гулять на свежем воздухе. |
Настройся на позитив!
Что поможет нашим школьникам безболезненно войти в учебный ритм? Это, несмотря на нежелание после лета учиться, позитивный настрой, интерес и легкое отношение к трудностям. Родителям важно не паниковать, следить за тем, чтобы ребенок вовремя отдыхал и правильно питался.
Первоклассница Ярослава
Учителям же нужно серьезно подойти к организации досуга детей в первые месяцы учебы: выставки, кинотеатры, турпоходы…В этом случае переход к школе будет более плавным.
Ну, а самое главное – помнить, что нерешаемых проблем на свете не бывает. Нужно объяснить ребенку, почему ему сложно. И вместе попытаться прожить этот трудный сентябрь.
Татьяна Карпочева, Урал56.Ру
Ссылки по теме:
1) Первоклашки нового стандарта - Урал56.Ру, 1 сентября 2011
2) Портфель не моего размера - Урал56.Ру, 30 августа 2011
3) Затерянные в сети - Урал56.Ру, 5 июля 2011
4) Алиса Попова: «Как нужны врачи для тела, так нужны психологи для души» - Урал56.Ру, 13 октября 2010
5) Центр практической психологии г.Орска