28 марта 2024 • Чт • 18:37

Где деньги, Зин?

Куда уходят коммунальные платежи


4602
27.06.2013 Область
В этом доме находится ООО «ЖилКомСервис», фото: газета «Орский Вестник»

Потребителям коммунальных услуг уже который год твердят: коммуналка на грани разрухи и если не предпринять кардинальных мер, захлебнемся в собственных нечистотах, останемся без отопления и водоснабжения, будем погребены под мусорными пакетами. И в качестве веского укора, а также действенного аргумента приводят цифры: орчане должны коммунальщикам космическую сумму денег. Подтекст виден невооруженным глазом: мол, платите по счетам исправно и коммунальные услуги будут качественными. А когда из года в год твердят одно и то же, невольно поверишь сказанному. Однако практика доказывает обратное – не такая уж нищая наша коммуналка. Деньги у коммунальщиков есть, а вот куда они деваются – вопрос риторический, которым скоро озаботятся правоохранительные органы. 

На этой неделе прокуратурой Октябрьского района принято решение о направлении материалов проверки в Следственное управление УМВД России по г. Орску в отношении директора ООО «ЖилКомСервис» Леонида Садовникова. Следователям управления предстоит решить вопрос, есть ли в действиях Леонида Садовникова состав преступления по ч. 1 ст. 201 УК РФ – «Злоупотребление полномочиями». И если есть, возбудить уголовное дело. 

А началось все с крыши

На прошлой неделе в доме по улице Добровольского, 10Б прошло собрание собственников жилья. На повестке значился вопрос об установке теплосчетчика. Жильцам предстояло решить: заплатить 60 тысяч за уже действующий с 2005 года теплосчетчик или же скидываться всем домом на новый. В последнем случае цена вопроса – 240 тысяч рублей. Многие жители дома взбунтовались – с какой стати они должны платить такие деньги?

— Я прекрасно помню, когда в 2005 году Леонид Садовников, директор ЖилКомСервиса, обслуживающего наши дома, предлагал нам установить теплосчетчик в рамках эксперимента, – рассказывает Елена Лобашова, жительница дома по ул. Добровольского, 10Б. – Ни о каких доплатах речи не шло, а сегодня с нас требуют 60 тысяч. Возмущает и цена за установку нового счетчика – 240 тысяч рублей! Причем в эту сумму не входит стоимость работ по установке. Откуда такие цены? 

Женщину поддержали большинство жильцов многоквартирного дома. И тут же, в ходе бурной дискуссии с жильцами, согласными все оплатить, всплыла история с капитальным ремонтом крыши. Как рассказали собственники квартир, в 2010 году ЖилКомСервис, наняв подрядную организацию, выполнил капремонт крыши. Жителям это стоило порядка 600 тысяч рублей. Однако как такового ремонта они не увидели.

— Крыша как протекала, так и протекает, – возмущается Сергей, также живущий в этом доме. – Какой капитальный ремонт можно сделать за несколько дней? Без вывоза бытового мусора? У нас сложилось впечатление, что на старый ковер укладывался новый, новые стяжки не монтировались. Окольными путями мы узнали, что подрядчику за капитальный ремонт крыши было заплачено чуть больше 100 тысяч рублей. И тогда возникает вопрос: а куда делись остальные деньги?

Когда жильцы попытались разобраться с тем, сколько же денег было потрачено коммунальщиками на капремонт крыши и был ли, собственно, сам капремонт, то столкнулись с проблемой. Чтобы доказать, нужно заключение эксперта, а это дополнительные расходы.

— Мы исправно платим за коммунальные услуги, которые нам или не предоставляют, или предоставляют в отвратительном качестве, – утверждает жительница Ирина. – В подъездах не убираются, однако плату за это берут. Нашу канализационную эпопею описывали и показывали практически все городские СМИ – заделали канализационную трубу только после скандала. Куда и на что уходят наши платежи? Мы не знаем. В рамках федерального закона № 185 должны были быть выделены деньги на капитальный ремонт дома. Где они?

Осложняет ситуацию то, что, как в поговорке, согласья между собственниками квартир в доме нет. Идет разделение на три лагеря: одни жильцы пытаются найти правду и обивают пороги всех инстанций, другие отстаивают правоту коммунальщиков, а третьим все равно. Как решит большинство – так и будет.

Активисты не опускают руки – пишут заявления во все структуры, в том числе в правоохранительные органы. С капитальным ремонтом крыши решили разобраться в рамках закона – обратились в полицию.

Доходы есть, расходов нет?

Возмущением жители дома по улице Добровольского, 10Б не ограничились, написав коллективное заявление в прокуратуру с просьбой провести проверку в ЖилКомСервисе. Орчан волновал единственный вопрос: куда и на что уходят их платежи. В мае закончилась комплексная проверка, которую провели прокуратура Октябрьского района, специалисты финансового управления администрации города и сотрудники полиции, налоговой службы. Результаты удивили всех заявителей.

Как следует из материалов проверки, предоставленных редакции жильцами, ООО «ЖилКомСервис» обслуживает 25 многоквартирных домов. Доходы предприятия складываются из трех источников:

– платежи населения на содержание многоквартирных домов и их ремонт;
– целевое финансирование программы капитального ремонта домов на территории Орска в рамках ФЗ №185, программы «Дворик»;
– прочие поступления.

Вот цитата из ответа прокуратуры Октябрьского района: «Полноту поступления средств от населения проверить не представилось возможным, в связи с тем что регистрами бухгалтерского учета указанные доходы не конкретизированы. Предприятием ООО «ЖилКомСервис» не ведется раздельный учет как по многоквартирным домам в разрезе доходов и расходов, так и по затратам на выполнение видов работ по содержанию многоквартирного дома (МКД). Из представленных документов аналитического учета видно, что на предприятии учет расходования средств в части содержания и ремонта МКД отсутствует». Складывается впечатление, будто бардак в бухгалтерии предприятия намеренно организованный.

Собственников квартир возмутил еще один факт, который обнаружился при проверке. В 2011 году затраты на производство ЖилКомСервиса якобы составили 266,9 тысячи рублей. При этом прибыль от населения была получена в сумме 14,2 миллиона рублей. Спрашивается, куда ушла разница?

Это еще не все. В 2011 и 2012 годах ЖилКомСервис перечислил на счет фирмы со схожим названием: ЖилКомСервис-ТСЖ – 3,6 миллиона рублей за управление многоквартирными домами. При этом договоры на управление с данным предприятием собственники не заключали. И опять невольно вспоминается творчество Высоцкого – где деньги, Зин?

— Между ЖилКомСервисом и ЖилКомСервисом-ТСЖ, учредителем и генеральным директором которого является также Леонид Садовников, был заключен договор на управление многоквартирными домами, – комментирует помощник прокурора Октябрьского района Максим Абакумов. – Первая организация перечисляла денежные средства на содержание и ремонт МКД второй. Напрямую с собственниками договора не заключались. В ходе комплексной проверки было установлено, что как таковой бухгалтерский учет на предприятии не ведется. Отсутствуют первично-учетные документы, отражающие материальные расходы, нарушен порядок документального оформления расхода материальных средств и принятых основных средств. Денежные суммы, выявленные в ходе проверки, предстоит еще раз перепроверить, так как их достоверность вызывает сомнения ввиду отсутствия у предприятия документации.

Юрист – дорогое удовольствие

Еще пара интересных моментов, которые вскрылись в ходе проведенной прокурорской проверки. Как частное лицо, директор ЖКС заключал договора займа с организацией, которой руководил. По ним он предоставлял предприятию суммы в долг под солидные проценты. Всего было обнаружено четыре договора займа: по договору в год, начиная с 2009-го и заканчивая 2012-м.

С одной стороны, ничего криминального нет: ну, кредитует человек организацию, что в этом плохого? Но, как говорят, дьявол кроется в деталях. В трех договорах отсутствуют платежные поручения, которые подтверждают перечисление денег Садовниковым в ЖКС. При этом по двум договорам директор предприятия получал проценты – в общей сумме чуть более миллиона рублей. И здесь возникает риторический вопрос: а кто докажет, что ЖилКомСервис действительно получал от Садовникова деньги, если подтверждающих документов не удалось найти?

Еще большее возмущение у жителей ряда домов, обслуживаемых ЖКС, вызвал тот факт, что фактически своими коммунальными платежами они содержали дорогостоящего сотрудника – юриста. Оказывается, ЖилКомСервис заключил договор с неким ИП на оказание юридических услуг. Срок действия договора – с июня 2011-го по июнь 2012 года. Цена вопроса – 150 тысяч рублей ежемесячно. С июня 2012 года по июнь текущего – новый договор с тем же ИП и та же сумма – 150 тысяч рублей за оказание юридических услуг ежемесячно. 

Жильцы не сдаются

Что это за организация такая – ЖилКомСервис» – и чем славен ее руководитель Леонид Садовников? ЖКС был создан в 2003 году. На обслуживании коммунальной организации, по одним данным, находятся 30 домов, по другим – 25. С самого начала на ее баланс были переданы многоквартирные дома в Октябрьском и Ленинском районах, являвшиеся на тот момент кооперативными.

За все время существования компании ее деятельность неоднократно вызывала нарекания со стороны жильцов. Бдительные граждане, а также контролирующие органы неоднократно выявляли нарушения закона руководством организации. Например, не имея на то никаких прав, директор ЖКС Леонид Садовников самовольно провозглашал себя председателем ТСЖ в домах, которые обслуживала его компания. Только по решению судов жители этих многоэтажек восстановили справедливость.

Непрозрачность бухгалтерии, непредоставление отчетов о проделанной работе, а также некачественное оказание услуг вызывали у жильцов массу нареканий. Так, начавшийся в прошлом году капитальный ремонт крыши в доме по ул. Стартовой, 10А не завершился до зимних холодов. Как рассказала жительница этого дома Татьяна, ежемесячно каждый собственник отдельным платежом перечислял по 500-700 рублей за кровельные работы. Но подрядная организация, нанятая ЖилКомСервисом, была вынуждена покинуть объект, не получив даже авансовых платежей.

Много вопросов вызывали ремонтные работы по замене систем водоснабжения и отопления, а также по установке общедомовых приборов учета. Вразумительных ответов, какие суммы коммунальная компания собирает с жильцов и куда их тратит, люди так и не получали.

Однако вот что удивительно. Несмотря на массу разоблачений в СМИ, суды и расследования прокуратуры, господин Садовников продолжает сидеть на своем месте, а его организация – и дальше успешно нарушать закон. Видать, непростой человек этот Леонид Павлович.

В итоге часть домов решила отказаться от услуг ЖилКомСервиса. Одними из первых к этому решению пришли жильцы ТСЖ, организованного в доме по ул. Краматорской, 12. Им руководство ЖКС отказывало в проведении капремонта, ссылаясь на то, что денег, собираемых с жильцов по статье «капитальный ремонт»», не хватает. После долгих мытарств на общем собрании собственники составили претензию и решили уйти из этой компании. Но расстаться полюбовно не удалось, пришлось решать спорный вопрос в суде.

— Собственники жилья всегда имеют право уйти от какой-то обслуживающей организации в другую, – прокомментировала начальник юридического отдела общества по защите прав потребителей Людмила Галиева. – Даже если у ТСЖ или многоквартирного дома с другой формой управления образовался долг из-за того, что кто-то из жильцов дома не оплачивал или несвоевременно оплачивал коммунальные услуги. В данном случае коммунальная организация может требовать возмещения долга только через суд, но препятствовать решению жильцов не имеет права.

Узнав о том, что в отношении Садовникова будет возбуждаться уголовное дело, активисты лишь скептически улыбаются. Мол, возбуждали дела против многих коммунальщиков, а что в итоге? Штрафы и наличие судимости – это в лучшем случае. Что будет дальше, покажет время. 

Бывает, что терпение собственников многоквартирных домов исчерпывается и люди выбирают более добросовестные коммунальные организации, разрывая в одностороннем порядке договорные отношения с прежними ЖКО. Например, в аналогичной ситуации оказались жильцы одного из домов, обслуживаемых СЖКС-3. Они были недовольны тем, как дворники ухаживают за придомовой территорией, как проводится влажная уборка подъездов, как обслуживается дом. На общем собрании было принято решение обратиться в конкурирующую коммунальную фирму, руководство которой взяло на себя все юридические тонкости по переводу дома под свое крыло.

К сожалению, сегодня такие факты носят единичный характер. Но если коммунальная компания, подобная ЖКС, потеряет хотя бы половину своих клиентов, это будет неплохим уроком для остальных управляющих организаций.

Источник: газета «Орский вестник», авторы Татьяна Бородина и Игорь Сосновский

Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел