29 марта 2024 • Пт • 18:04

Коммунальный вопрос недели: Что такое ОДН?

Комментарий «Честной коммуналки»

11332
20.06.2014 Область

Накануне в эфире программы «Санта-Барбара» на радио «Шансон в Орске» обсуждалась тема «Что такое ОДН и как с этим бороться». Вашему вниманию мнение редактора раздела «Честная коммуналка» Евгения Виноградова о предоставлении коммунальных услуг.

Причины появления ОДН. Мнение

Откуда взялся ОДН, чем продиктовано и обусловлено его введение? В 2009 году был принят 261 федеральный закон об энергосбережении, который обязал установить общедомовые приборы учета. Продиктовано было это, конечно же, благими намерениями экономии энергоресурсов. Якобы население очень неэкономно расходует электроэнергию в многоквартирных домах и все потери во внутридомовых сетях ложатся на энергокомпании. Энергетики несут колоссальные убытки из-за потерь в жилых домах, в результате халатного отношения к общему имуществу (внутридомовым сетям) и воровства энергоресурсов жильцами многоквартирных домов (МКД). По мнению законодателей, энергетиков и большинства представителей власти введение законодательных норм 261 федерального закона и действующих подзаконных актов будет способствовать прозрачности расчетов, приведет нас к честным расчетам. Но в реальной жизни все не так.

Во-первых, потери во внутридомовых сетях — это не самая большая величина потерь энергоресурсов вообще. Гораздо больше теряется не в жилом секторе, а в производстве и связано это в первую очередь с устаревшими технологиями производства и производственного оборудования.


Евгений Виноградов, редактор раздела «Честная коммуналка»

Что касается коммунального сектора, жилья, то потери в МКД по сравнению с потерями в магистральных, городских водопроводов и теплосетей намного значительнее. У нас на местах прохождения теплотрасс не замерзает земля в самые суровые морозы, из прорывов изношенных водопроводов текут реки, доказывать это не нужно, все это мы видим собственными глазами в повседневной городской жизни. Я не говорю уже о дореволюционном оборудовании водозаборных станций и котельных. С электросетями лучше, но не на много. Если бы законодатели принимающие закон об энергосбережении хотели сэкономить, то гораздо эффективнее это было бы сделать, простимулировав модернизацию и обновление оборудования и коммунальных сетей самих энергокомпаний.

Интересный факт: до введения энергосберегающего закона и расчетов по общедомовым приборам учета при этих же объемах потерь во внутридомовых сетях, что и сегодня, сетевые компании работали и получали немалую прибыль (это ярко показывают отчеты перед акционерами). Ни одна монополия не разорилась. Значит, все потери гасились за счет тарифов? Как иначе? Теперь все потери и воровство оплачивается собственниками на все 100%. Значит, поступления денежных средств в энергокомпании увеличилось ровно на объем ОДН. Тарифы понизились? Нет! Как росли, так и растут. Сети стали модернизировать? Не видно! Если и да, то за счет инвестиционных составляющих опять-таки дополнительно заложенных в тариф.

У меня сложилась устойчивая уверенность в том, что «энергосбережение» в нашей стране вообще, и ОДН в частности, — это лобби энергокомпаний. Заинтересованы в поспешности введения такого закона только энергетики. Плюс, производители энергосберегающих ламп, которые, в свою очередь, из-за своей стоимости и недолговечности работы при нашем качестве электроэнергии (из моего опыта) выгодны только производителям этих ламп. Кстати, в подавляющем большинстве это зарубежные производители. Для потребителя это только убытки.

Коммунальные услуги в Орске

ОДН мешает жить, опустошает и без того тощие кошельки населения. Это факт. Естественно, мы все вцепились в ОДН, простите, как клещ. Жизнь заставляет. Но проблему начислений на общедомовые нужды нужно начинать с понимания ситуации, с наведения порядка в схеме предоставления коммунальных услуг в нашем городе вообще. Высокие начисления ОДН — это только один показатель. В Орске нет не просто прозрачности в сфере предоставления коммунальных услуг, нет элементарной определенности. В нашем городе в некотором смысле все поставлено с ног на голову.

Первое, что нужно сделать, это четко определить и донести до населения: «Кто является исполнителем коммунальных услуг для населения проживающего в МКД?». На этот главный вопрос не может дать не только собственник, но и многие специалисты ЖКХ.

Уверен, что для многих жильцов МКД будет открытием, что большая часть МКД в Орске на сей момент находится в непосредственном управлении самими собственниками жилья, а управляющие компании, как таковыми управляющими организациями уже не являются, Сегодня это организации обслуживающие общее имущество, в том числе и внутридомовые коммунальные сети. К предоставлению коммунальных услуг они имеют весьма опосредованное отношение. Жильцы домов платят за ресурсы не в привычное всем ЖКХ, как говорят, а Водоканалу, ТГК, Энергосбыту, при этом сети осуществляющие доставку качественного ресурса до многоквартирных домов, обслуживают электросетевые компании ОрГЭС и ОКЭС, а по теплу МУП ОПТС. Внутридомовые сети обслуживают бывшие УК, ныне обслуживающие организации. Стоит добавить при всем, что расчеты проводятся ЮУСК. Как может в этой каше разобраться простой обыватель – собственник или наниматель жилья. Кто является исполнителем коммунальных услуг? К кому обращаться в случае, например, слабого давления воды в кране, или горячего водоснабжения с температурой парного молока?

счетчик на воду
Счетчик на воду

Пример: Когда лампочки светят в полнакала я звоню в Энеросбыт, там мне говорят, чтобы я звонил в ЖКХ, звоню в ЖКХ (обслуживающую организацию), там мне говорят, что нужно обратиться в электросети, при этом у нас несколько электросетевых организаций и неизвестно в какую мне обратиться, в ОрГЭС, ОКЭС или электросети РЖД. При этом у меня нет договорных отношений с электросетевой компанией, договор у меня с Энергосбытом, у которого нет в зоне ответственности ни одного метра электросетей. То же самое по теплу. А представляете, если у вас вопрос по перерасчету ОДН, по теплу, тогда прибавьте к этому списку еще и ЮУСК, ведь начисления и перерасчеты по факту делает именно эта компания. При обращении по качеству коммунальных услуг или перерасчету людей зачастую просто пускают по кругу.

Конечно по начислению ОДН в Орске, если дом выбрал непосредственное управление, необходимо обращаться в ресурсоснабжающую организацию. Но в городе сложилась такая ситуация, что при возникновении вопросов по ОДН ответа от ресурсников приходится ждать месяц. Это нарушение. Многие не могут дождаться ответа на вопрос вообще установили ли в их доме общедомовой счетчик или нет, а по закону ответы на жалобы по качеству обязаны предоставить в срок 3 дня (Постановление Правительства РФ № 354). Информацию не только об установке, но и о конкретных показаниях общедомового прибора учета обязаны предоставить в течении 1 рабочего дня. Это не мои фантазии, а закон.

Сегодня все чуть ли не поголовно обсуждают ОДН, все ругают сложившуюся ситуацию, но нет конкретики. Что делать? Вот чтобы не быть обвиненным в пустозвонстве хочу предложить конкретику.

Законодательство изменить мы не в силах, ни жильцы, ни коммунальщики (представители УК), даже если сильно этого захотеть. Очень сильное лобби у энергокомпаний. Ведь что такое коммунальщики? Это миллион разрозненных Липатовых, Морозовых, Стаценко и прочих. Что такое энергокомпании? В конце цепочки это крупнейшие холдинги объединяющие тысячи сетевых, сбытовых и генерирующих компаний в один мощный кулак. Противостоять практически невозможно, а жить нужно сегодня в сложившихся условиях, при действующем законодательстве. В городе, на мой взгляд, необходимо создать межведомственную постоянно действующую комиссию, на базе некоммерческого партнерства или общественной организации (можно на базе того-же «Городского собрания»), куда вошли бы представители УК, сбытовых и сетевых компаний, ЮУСК. Все жалобы по начислениям за коммунальные услуги стекались бы туда, обрабатывались, и раз в месяц собравшаяся комиссия решала бы вопросы жалобщика открыто при всех заинтересованных сторонах и в присутствии потребителя. Заседания сделать открытыми для СМИ, с обязательной видеозаписью с свободным доступом в сети.

Добровольная спонсорская помощь монополистам

К необоснованным расходам на обслуживание жилья и коммунальные услуги приводит не только сложившаяся ситуация, продиктованная законодательством явно перекошенным в сторону энергокомпаний-монополистов. Порою невнимательное изучение действующих нормативных актов приводит к тому, что потребители и обслуживающие компании ЖКХ самостоятельно отдают деньги потребителей услуг, выполняя обязанности ресурсников. Приведу один только факт.

Как известно, общедомовой прибор учета тепла довольно сложный электронно-вычислительный прибор. Снять показания с теплосчетчика можно через специальный прибор или с помощью переносного компьютера с установленным на него соответствующим прибору учета программным обеспечением. Сделать это может только человек со специальной подготовкой. Как правило, для ежемесячного съема показаний по теплу управляющие организации привлекают фирмы занимающиеся установкой теплосчетчиков. Для этого представители обслуживающих организаций заключают соответствующие договора на обслуживание теплосчетчиков. Условия договора определяют ежемесячную стоимость услуг. В среднем по городу, стоимость обслуживания по такому договору от 700 до 1 000 рублей в месяц. То есть, по сути, снять показания с теплосчетчика стоит в среднем 800 рублей в месяц для одного дома. Все другие работы по ремонту и обслуживанию теплосчетчика оплачиваются отдельно, по факту выполненных работ. Услуга оплачивается за счет средств собственников жилья. Стоит представить себе, что собственник 24 квартирного дома выложит в месяц около 35 рублей. Нетрудно посчитать и объем средств по городу. При обслуживании 1000 домов районная УК выкладывает 800 000 рублей из средств собственников жилья ежемесячно только за съем показаний теплосчетчиков!

Это не что иное, как спонсорская помощь теплоснабжающим организациям. Собственники жилья оплачивают услугу сторонним фирмам которую ресурсоснабжающая организация обязана выполнять без какой либо оплаты и самостоятельно. Согласно пункта 31 (е) Постановления Правительства РФ № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан снимать показания общедомовых приборов учета с 23 по 25 число текущего месяца.


Связаться с редакцией Урал56.Ру
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел