Больше, чем Любовь

20.08.2014
14709
Юрий и Любовь Берг
Юрий и Любовь Берг. 
Фото из архива семьи Берг

Порой для того, чтобы лучше узнать человека, достаточно поговорить даже не с ним самим, а с его близкими. Наш разговор с Любовью Берг, женой кандидата на пост Губернатора Оренбургской области Юрия Берга, как раз тот самый случай. Ведь они вместе уже 41 год. А впервые встретились 44 года назад. 

— Мы вместе учились в школе, – рассказывает Любовь Федоровна. – Он пришел к нам в восьмом классе. Начались симпатии, которые переросли в серьезные чувства. Между прочим, у нас в классе сложились четыре супружеские пары. 

— А как он в восьмом классе за вами ухаживал? 

— Об этом в те времена даже речи не было. Свои чувства никто не афишировал. Не было разделения на пары. Ребята и девчата все вместе ходили в кино, сажали деревья, делали какие-то школьные дела. Так получилось, что после девятого класса мы готовились к туристическому слету, и нас с ним назначили отвечать за минералы, как сейчас помню. И вот тут мы уже вдвоем ходили в музей, собирали материал. 

— А он записочки Вам писал? 

— Нет, не писал. (Смеется.) Но у нас был роман в письмах: после девятого класса он поступил в Астраханское мореходное училище. Приезжал всего два раза в год. Зимой десять суток и летом максимум месяц. Или прилетит на праздник – на денек-другой. Так что виделись мы мало. 

— Юрий Александрович человек немногословный. Письма, наверное, были коротенькие. 

— Он много говорить не любит, но человек он очень начитанный и уже тогда немало повидал. Ведь он с первого курса ходил в плавание. В письмах рассказывал о том, где был и что видел. 

Юрий и Любовь Берг 40 лет назад
Юрий и Любовь Берг 40 лет назад. Фото из архива семьи Берг

— Вы поженились, когда получили дипломы? 

— Нет. Мы поженились рано. Нам не было и двадцати лет. Юрий Александрович еще учился в Астрахани, я приехала к нему. У нас родился первый сын. А жилья не предоставили. Жить на чужих квартирах с маленьким ребенком очень трудно. Особенно когда мужа нет рядом. А он очень часто был занят. Иногда его корабль заходил в порт часов на шесть. И, чтобы муж не тратил время на дорогу, мы с сынишкой сами приезжали к нему, чтобы подольше побыть вместе. Вот таким было у нас начало супружеской жизни. 

— Видно, ветер странствий до сих пор бередит его душу. Позапрошлым летом, когда Юрий Александрович провожал экспедицию знаменитого путешественника Федора Конюхова из Соль-Илецка на озеро Баскунчак, они обнялись, как старые друзья-мореходы… 

— Они быстро нашли общий язык. Учились в разных мореходках, но практику проходили на паруснике «Товарищ». Юрий Александрович до сих пор трепетно относится к тому, что касается моря, к людям, связанным с морем. 

— А у вас дома есть предметы, символизирующие море? 

— Конечно. Модели кораблей, например. Парусника «Товарищ» в том числе. Картина, на которой изображены Волга и город Астрахань, где он учился. У нас и часы с морской символикой. Да много вещей. 

— Юрий Александрович вырос вдали от моря. Откуда в нем эта любовь к морским просторам? 

— Он никогда не видел моря. Но в детстве прочитал книгу, написанную капитаном того самого парусника «Товарищ». Эта книга произвела на него такое впечатление, что он, как говорится, заболел морем и решил поступать в мореходное училище. 

— Наверное, ему очень шла форма? 

— Очень шла. (Улыбается.) 

Юрий Берг в форме
Юрий Берг в форме. Фото из архива семьи Берг 

— Сойдя на берег, Юрий Александрович «пришвартовался» в школе. Был военруком, учителем географии, директором школы. Сколько лет он отдал народному образованию? 

— Лет 16. Это приличный стаж. 

— А День учителя отмечает? 

— Обязательно. Считает этот праздник своим. 

— За эти годы он воспитал много учеников… 

— Много. Были и ребята с трудной судьбой. Он старался ко всем найти подход. И теперь радуется, когда они поздравляют его, звонят, заходят на работу. На какой бы должности ни работал – на цементном заводе, главой Орска, заместителем главы – ребята приходили навестить. Однажды у него спросили, может ли дать удовлетворение работа в школе, ведь учительство не такой легкий хлеб, как порой кажется. И он ответил: «Да, когда тебя помнят ученики». 

— Вы ведь тоже проработали в школе более 30 лет учителем начальных классов. Все время бок о бок с мужем. У Вас, наверное, и друзья общие? Из тех, школьных лет? 

— Ну конечно. Друзья, которые приобретаются в юности, самые надежные. Как правило, это уже «просеянные» люди, которые прошли вместе с тобой и невзгоды, и падения, и неудачи. И остались рядом. Таким другом можно назвать Геннадия Кухтинского. Юрий Александрович начинал работать с ним еще в школе № 11. Один был военруком, другой – физруком. В паре они работали очень продуктивно именно с трудными мальчишками. Очень серьезно ими занимались. Ныне Геннадий Кузьмич работает начальником Управления образования администрации Орска. Конечно, поддерживаем связь и с одноклассниками. Правда, многие уехали, некоторых уже нет… Но с теми, кто остался, мы встречаемся довольно часто. 

— То есть никто не может упрекнуть своего школьного товарища в том, что он… 

— Зазнался? (Смеется.) Нет. Не покривлю душой. Зазнался – это не про Юру. 

— Юрию Александровичу приходится много работать. Скажите честно, Вас не напрягает его график? 

— Конечно, как любой жене, мне хотелось бы, чтобы он больше бывал дома, больше отдыхал. Но вот уже на протяжении многих лет я понимаю: работа есть работа. И чем выше должность, тем она ответственнее. А раз большая ответственность, значит, большие нагрузки. Это только в юности думаешь, что чем выше пост, тем меньше люди работают. На самом деле все наоборот. 

— Когда муж возвращается домой, о чем говорите? Он рассказывает о работе или Вы о домашних делах? 

— О работе говорим крайне редко. Если он считает нужным что-то рассказать, рассказывает. Но в основном говорим о домашних делах, внуках, детях, друзьях, о том, что произошло за день. В течение дня он может позвонить несколько раз. Это у нас как закон. И это, конечно, приятно. Я ему не звоню. Потому как понимаю, что он может быть занят. Звоню только в самых крайних случаях. Или отправляю SMS-сообщение, чтобы не напрягать звонком. А он обязательно два-три раза за день позвонит и спросит как дела, чем я занимаюсь. Особенно когда понимает, что придет поздно. (Смеется.) Я считаю, что это хорошо, когда муж ставит свою жену в известность о том, что задерживается. Покой и благополучие семьи зависят от таких маленьких знаков внимания. Это снимает причины для обид, ссор, выяснения отношений. 

— Вы часто сопровождаете Юрия Александровича в деловых поездках? 

— Не всегда. Только, когда этого требует протокол или он хочет, чтобы мы представляли область вместе. В общем, в меру. Не дай бог переборщить. 

— Я знаю, что Вы лихо водите машину. А Юрий Александрович водит? 

— Да. 

— А вы не спорите иногда, кому сесть за руль? 

— Он прекрасно водит и всегда сам садится за руль. Правда, иногда он хочет сделать мне приятное и уступает, ведь я тоже очень люблю водить. Но мы никогда не спорим: как он скажет, так и будет. 

— Вы с мужем заядлые дачники, превратившие участок земли под Орском в райский сад… 

— Да, нашей даче уже 24 года. Мы с Юрой все создавали там своими руками, начиная с нуля. Поначалу это был сад-огород, где сажались и картошка, и морковка, и все на свете. Это было необходимостью. В то время все этим жили. Но мы очень любили заниматься огородными делами. А потом постепенно избавились от картошки, какой-то кусочек засеяли травой. Потом начали сажать цветы. Поставили фигурки. Сделали небольшой бассейн. Разбили розарий, где росли кусты в человеческий рост. И так постепенно наш сад-огород превратился в дачу. Мы там жили постоянно, начиная с апреля и по октябрь. Сейчас, к сожалению, дача уже не в том виде, в каком была когда-то. Но тем не менее мы стараемся все равно за ней ухаживать. Находим время, возможности. Соседа попросили за ней приглядывать. И если кто-то приедет на нашу дачу, то уж совсем стыдно нам не будет. Все растет, все зеленеет. Ели подросли, березки окрепли. 

— Как-то, рассказывая о том, как муж поздравляет Вас с Восьмым марта, Вы обмолвились, что он может не только подарить цветы, но и приготовить обед… 

— Конечно. И обед, и завтрак, и ужин. Лишь бы только было время. Когда есть время, он найдет, что и как приготовить. И рыбу фаршированную может запечь, экспериментируя с начинками, с приправами. И суп-харчо сварить. Тоже на свой лад. И мясо вкусно зажарить. Очень вкусно. Жаль, что редко. (Улыбается.) 

— У Вас большая семья: вы с мужем, двое сыновей, две снохи, трое внуков... Взрастить такое большое семейство требует большого труда. Уж не меньше, чем дача. Как Юрий Александрович воспитывал сыновей? 

— Воспитывал, что говорится, на собственном примере. И играл с ними, и на работу с собой брал. И если мы ехали в сад-огород, то с нами ехали и дети. Они и копали, и сажали, и пололи, и поливали. И дома по полной программе – постели застилали, мусор выносили, в магазин ходили, пылесосили, мыли полы и обувь. А куда деваться? Мы работали. И у детей были определенные обязанности. Может, это им не всегда нравилось, но они их выполняли. 

Юрий и Любовь Берг с детьми
Юрий и Любовь Берг с детьми. Фото из архива семьи Берг 

— Юрий Александрович строгий отец? 

— Строгий. Рукоприкладством, конечно, не занимался, но тем не менее. Мог и приструнить, и наказать. 

— А какой Юрий Александрович дедушка? 

— Замечательный. У него, конечно, не всегда хватает времени на внуков, но он старается. Старшему, Никите, исполнилось 17 лет, окончил гимназию. Стал бывать у нас реже, уже своя жизнь началась. А внучки, они перешли в пятый класс, бывают чаще. Им еще дедушка с бабушкой очень нужны. Любят бывать с дедом. С удовольствием ходят с ним на работу. По субботам, если когда какая-то встреча или мероприятие. Его слово для них очень много значит. Внучки занимаются вокалом в музыкальной школе при Оренбургском институте искусств имени Ростроповичей. Поют с удовольствием. Им это нравится. А дедушке очень нравится, как они поют. 

— Где Вы с мужем любите отдыхать? 

— Самое любимое место – наш дом. И наша дача. А вообще на свете очень много красивых мест. Мы много путешествовали. Каждый год выезжали с детьми. Никогда ни с кем их не оставляли, ездили только вместе. Потом с внуками стали ездить. Для нас радость – проводить время вместе. 

— А у Вас есть какие-нибудь домашние питомцы? 

— Немецкая овчарка по кличке Макс. Очень добрый и умный мальчишка! У нас таких собак еще не было. 

— По чьей инициативе в доме заводятся собаки? 

— Когда как. Когда-то у нас жил эрдельтерьер – инициатором был Юра. А Макса ему подарили на день рождения. Он вырос очень понимающим и доброжелательным. Макс нам нужен не для того, чтобы водить на выставки и получать медали. Он просто большой хороший друг, которого в семье все любят. И он нас любит. 

— Гулять Макса водите Вы? 

— Я. И очень благодарна ему за этот променад. 

— У Вас есть семейный девиз? 

— Юрий Александрович всегда говорит: «Никогда никому не надо завидовать, надо радоваться тому, что у нас есть». Я с ним абсолютно согласна. Мы идем по жизни с таким девизом. Думаю, нам это помогает. 

— Самое главное качество для Вас в вашем муже? 

— Доброта. По отношению к семье и вообще к людям. Он в зависимости от своего карьерного роста не меняется в этом смысле. Как всегда был добрым, человечным и отзывчивым, так им и остается. И у него это не показное. Как-то мы с ним навещали в больнице его маму. И, выезжая с больничной территории, увидели возле ворот человека без ног с перевязанной головой. «Он же пропадет», – вздохнул Юрий Александрович. Тут же позвонил кому положено, быстро решили вопрос с обустройством этого человека. Не может он пройти мимо чужой беды. К сожалению, невозможно объять необъятное. Но он старается сделать что-то для людей. Каждый день.

*Оплачено из избирательного фонда кандидата в губернаторы Оренбургской области Юрия Берга. 


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Наталия Веркашанцева
20.08.2014 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел