Овощная мина замедленного действия

4350

Марокканские апельсины и азиатский картофель, свежие огурцы, помидоры, узбекский виноград – все это приобретается круглогодично на базе «Солнечная». Однако мало кто догадывается, что с недавних пор базу можно назвать миной замедленного действия. Продукция, поступающая на базу, не проходит должный фитосанитарный контроль. Никто не даст гарантии, что однажды на столах орчан не окажется радиоактивный лук, напичканный ядовитыми пестицидами помидор или зараженный интерогеморрагической бактерией огурец.
 
Так называемая база «Солнечная» сравнительно недавно стала перевалочной. Несколько лет назад, когда стихийный рынок на улице Короленко был закрыт, всех предпринимателей оттуда перевели на новое место. Планировалось создать единую базу, где бы велась цивилизованная торговля. Именно здесь, на территории бывшей производственной организации, и была создана база «Солнечная». Но до логического завершения этот вопрос не решился. Предпринимателей просто выселили с центральных улиц на окраину. На том и успокоились. Стихийный рынок так и остался неорганизованным. Сегодня на территории базы «Солнечная» находится порядка 50 складских помещений.

Как заметил руководитель орского межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору Михаил Литовкин, эти торговые точки назвать базой можно с огромной натяжкой. У нее нет юридического статуса плодоовощной базы или оптового рынка. Собственник этой территории сдает ее в аренду другим лицам, которые, в свою очередь, сдают места работающим там предпринимателям в субаренду. И каждый предприниматель, получается, сам по себе. На базе отсутствует организационное начало, общего начальства нет. Спросить соблюдение санитарных норм хранения и реализации продукции, сертификаты качества на товар не с кого, навести порядок на всей территории некому.



– На территории этой базы находится плодоовощная продукция импортного происхождения, завозимая из Москвы, Питера и стран Средней Азии, – комментирует Михаил Александрович. – Овощи и фрукты там продаются как мелким, так и крупным оптом. Товар расходится не только по Орску, но и по всему восточному Оренбуржью. Прибывает фруктово-овощная продукция в большинстве случаев с территорий Средней Азии. В условиях таможенного союза продукция стран – участников союза пересекает границу по новым правилам. По условиям ЕТС на границах снят фитосанитарный контроль. С какими документами овощи и фрукты идут через границу России и поступают на базу, никто толком не может сказать. Мы со своей стороны имеем право контролировать продукцию только на оптовых базах и торговых точках. В этом году совместно с прокуратурой мы провели 24 проверки частных предпринимателей, реализующих там продукцию. Во всех случаях были выявлены аналогичные нарушения. Отсутствовала сопутствующая документация на продукцию.

В рамках таможенного союза заключены соглашения между российским Россельхознадзором и их коллегами из Казахстана. Оговорен фитосанитарный и ветеринарный контроль продукции, поступающей из соседних стран. При пересечении грузов через границу пограничники обязаны проверить соответствие товара накладным и сертификатам качества. В случае отсутствия документов или каких-либо расхождений груз отправляют обратно. В спорных случаях во время пограничной проверки пограничники могут временно задержать товар, пригласить специалистов для проведения экспертизы. Всякий груз – без исключения – проходит через границу с документальным подтверждением. Но, как нам удалось узнать, вопрос о легитимности документов на перевозимый товар до сих пор остается открытым.



Вспомним прошлогоднюю трагедию в Германии. Испанские овощи, зараженные интерогеморрагической бактерией, привели к тому, что порядка 400 человек были инфицированы и получили осложнения на почки, 14 пациентов скончались в больнице. Овощи и фрукты могут быть заражены различными штаммами, к примеру, шигатоксинами. У инфицированного этой бациллой человека разрушаются клетки сосудов, бактерии распространяются по крови, поражают почки и мозг.

Или близкая история. Год назад в Красноярске 127 детей отдыхали не в загородных лагерях, а в больнице, куда их в срочном порядке госпитализировали с тяжелым пищевым отравлением. Диагноз поразил видавших виды врачей – иерсиниоз. Как выяснилось, через час после поедания салата из свежей капусты и моркови у детей поднялась температура до 40 градусов. Овощи были куплены на местном рынке.

А что говорить о химии для роста плодов, ядах, которыми их «оберегают» от вредителей и паразитов? Гербициды, инсектициды, фунгициды, зооциды и нитраты – этот список далеко неполный. Попав в организм человека даже в малом количестве, эти яды изменяют гормональный фон. А действия некоторых химикатов на организм человека до сих пор хорошо не изучены.

– Последствия реализации зараженной продукции могут быть самыми плачевными, – соглашается Михаил Литовкин. – Неисследованная продукция может нести в себе серьезную угрозу жизни и здоровью людей. Есть еще угроза заражения карантинными организмами наших почв: это сорняки, вредители и болезни растений. Продукция, не прошедшая фитосанитарный контроль, может заразить наши земли. Вспомните колорадского жука. Лет 30-40 назад мы не знали о его существовании, а теперь его не могут вывести. С цитрусовыми к нам может попасть очередной вредитель – американская белая бабочка. В плодах могут содержаться различные бактерии, штаммы, соли тяжелых металлов, нитраты, нитриты. В рамках проверок мы отбираем образцы, проводим экспертизы. Пока ничего не выявляем. Но то, что мы исследуем при контрольных проверках, – лишь малая толика продукции, проходящей через базу. Большая часть овощей и фруктов по причине отсутствия организации хозяйственной деятельности на базе проходит бесконтрольно.

Специалисты отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору имеют право проводить плановые и внеплановые проверки, но ответственность предпринимателей за ввоз продукции и прохождение всех экспертиз никто не снимал.

– Документы, фитосанитарные и карантинные сертификаты никто не отменял, – продолжает Михаил Александрович. – Получается, что мы как надзорный орган контролируем работу не всей базы, а отдельных предпринимателей, которые там находятся. Подходим к каждому индивидуально, нарушения у всех одни и те же. Продукция завозится, она не отправляется на исследования в нашу лабораторию, на базе нет руководства, которое бы отвечало за пищевую безопасность горожан, которое бы требовало и обязывало их вести бизнес правильно, соблюдая требования закона. Мы в рамках плановых и внеплановых проверок проводим фитосанитарный контроль. Выдаем предписания на устранение нарушений. И получается, законным путем заставляем проводить лабораторные проверки.



Выходит, специалисты отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору провели контроль, а через день на базу поступает новая партия продукции, которая уже на экспертизу не отправляется, сопутствующая документация не проверяется. А завоз продукции на территорию «Солнечной» осуществляется практически ежедневно.

– Санитарные условия на базе также не выдерживают никакой критики, – заявляет наш респондент. – Проанализировав ситуацию, мы будем выходить на прокуратуру района, чтобы она инициировала исковое заявление в суд о придании данной базе правового статуса. Это делается не для того, чтобы ее закрыть. Для нас не догма закрыть базу. Ни в коем случае. Мы как контролирующий орган руководствуемся федеральными законами и требуем исполнения этих законов от всех предпринимателей, в том числе на данной плодоовощной базе.

Как отметил Михаил Александрович, в отличие от «Солнечной» плодоовощная продукция на городских рынках подвергается более тщательному контролю. За этим следят специалисты. Тем не менее риск попадания зараженной продукции существует и там. И немалый риск.

Источник: «Орский вестник»




Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

19.04.2012 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел