28 марта 2024 • Чт • 23:32

Вербовка в ИГИЛ: Солдаты неудачи?

11.07.2016
10729
Могут ли кредиты на сотни тысяч рублей привести в ИГИЛ (организация запрещена в России)? Как понять, что близкого человека вербуют? Какие меры предосторожности нужно соблюдать? Что думают по этому поводу имам мечети Орска Талибжан Азаматов и семейный психолог Фаузия Порфирьева? Читайте об этом и многом другом в четвертой части расследования редакции Урал56.Ру «Вербовка в ИГИЛ».

Солдаты неудачи?

О Сабите Иргалиеве, который в августе 2015 года вместе с отцом и младшим братом уехал в страны Арабского пояса за «лучшей жизнью», нам рассказал его друг. По словам мужчины, он увидел статью на нашем сайте и решил поделиться тем, что знал о парне.
 
 — Сабит учился в политехническом колледже на ОЗТП. Знаю, что его отец часто брал кредиты, в их дом приходили коллекторы. Они вновь брали кредиты, чтобы погасить старые. Такой замкнутый круг… – пояснил молодой человек.

Сабит Иргалиев
Сабит Иргалиев. Фото: личная страница ВКонтакте

Жизнь Сабита нельзя назвать безоблачной.

 — В 9 классе Сабит дружил с девочкой. Они расстались, девушка вышла замуж за другого, родила ребенка, развелась, опять сошлась с Сабитом. Ее отец взял кредит для нее, Сабит взял кредит. Всего – около 1 миллиона рублей. Через некоторое время девушка собрала вещи и уехала в Казахстан. Чтобы выплатить долг, Сабит стал работать вахтами в Москве. А после этого его семья «ударилась» в религию, стал в соцсетях размещать фото в папахе, отрастил бороду, начал читать Коран. Его мать мне сказала, что они уехали в Турцию, что оба ее сына должны жениться. Спустя месяц захожу к Сабиту на страницу – он с автоматом, мы ему написали, потом фото удалили. У нас есть общие друзья, которые участвовали в освобождении нефтяных точек в Сирии, говорят, что там были ориентировки на трех россиян, жителей Орска. Вот так мы потеряли друга. Сейчас мы ему в соцсетях пишем, кто-то читает эти сообщения, но ответа нет, – сетует орчанин.


Фото: личная страница Сабита Иргалиева ВКонтакте
 
 — Не думал, что это реально. Мне казалось, что такое происходит только в крупных городах. Если есть, за что зацепить, то зацепят. Если человек ищет выход, он его найдет. В религии, в алкоголе или чем-то подобном. Их отец еще и привил это детям, – заключил  мужчина.

«Это не люди, а сатанисты»

 «Это не люди, а сатанисты» Имам Орской Соборной мечети Талибжан Азаматов
Имам Орской Соборной мечети Талибжан Азаматов
 
По мнению имама Орской Соборной мечети Талибжана Азаматова, «воюющие за ИГИЛ — это не люди, а сатанисты».

 — У нас в Орске около 30 тысяч мусульман, этнических и неэтнических. Эти люди обращаются только в одну мечеть, молельные комнаты таковыми не считаются. К нам приходят люди разных национальностей и взглядов, но мы не знаем, что у них в голове. В определенный день, в пятницу, с 13:00 до 14:00, идет проповедь и коллективная молитва, – пояснил Талибжан Азаматов. 
 
Пятничная проповедь в мечети Орска, 01.07.2016
Пятничная проповедь в мечети Орска, 01.07.2016

 — Мы не можем говорить, что в Орске вербуют в ИГИЛ. Люди туда попадают через  интернет. Может, идет психологическое воздействие. Наша позиция на счет ИГИЛ — это не люди, а сатанисты. Есть священные слова — «Не убивай». Мусульманин — это тот, кто своим языком и движением не делает вред другим. Он даже на насекомое не будет просто так наступать. И как он может такими вещами заниматься? Это несовместимо. Ислам — это религия мира и согласия. А то, что сегодня люди воюют между собой за «черное золото», используя религию Аллаха, неверно. Там идет война только для мирского. Наверное, заказ сделал один человек, который долларами кидает. У многих есть проблемы в материальном плане, поэтому люди и соглашаются. А по-другому человек просто так туда не поедет. Мы в газете и на ТВ не выходим, у нас пропаганда узкая. Мы говорим только с теми, кто приходит в мечеть. Мы стараемся объяснить доходчиво. Когда человек приходит к религии, он часто растерян. Что ты покажешь, что ты скажешь, то человек и будет думать.


Талибжан Азаматов о религии и ИГИЛ

 — Что с нашего города столько людей уехало туда, никакого отношения к нашей мечети не имеет. Я не считаю уехавших людей мусульманами. Когда верующий человек поднимает руки других людей, он автоматически становится неверным. Я даже не знал, что столько людей уехало из Орска. Слухи были, говорили про одного, двух, трех. Кроме того, к нам не обращались мусульмане, которых пытались вербовать, – уверяет имам.

 — Первое время мусульманам было тяжело, христиане руки открыли и говорили — «Наши братья!». Византийская империя приняла мусульман, чтобы они распространяли свою религию. Мы под одним богом ходим, мы дети Адама и Евы, но подход к религии немного разный. Мы не можем разделиться: если мы чтим своего бога, мы чтим и другого бога. Если мы чтим мечеть, мы должны чтить и христианские храмы. Но мы не можем вместе молиться, это запрет. И все. У мусульманских государств агрессия и войны, потому что сатана больше заигрывает  с ними. Это все политические игры из-за богатств. У этих людей нет любви, только жестокость, они отношения к исламу и любой другой религии не имеют. Мусульманин не может быть террористом, террорист не может быть мусульманином. Я двадцать лет служу на этом пути, я никогда не встречался с подобными людьми. Нас такой религии не обучали, нам говорили «несите добро», – говорит Талибжан Юнусходжаевич.

Пятничная проповедь в мечети Орска, 01.07.2016
Пятничная проповедь в мечети Орска, 01.07.2016
 
Урал56.Ру: — Что делает орская мечеть для увеличения числа прихожан? И что делаете вы, чтобы быть авторитетом для людей?

Талибжан Азаматов: — Массовую информацию через газеты, телевидение, интернет мы не даем. Люди приходят в мечеть сами, а для того, чтобы людям донести истинную религию Бога, у нас при мечети есть воскресная школа, которая работает с октября по май. В ней занимаются дети с 10 лет. Возрастных ограничений нет. Сейчас учится женщина, которой 75 лет.  Они обучаются основам ислама, арабской графике, языкам (казахскому, башкирскому, татарскому). Занятия по субботам и воскресеньям. Основные знания о религии получают в медресе и во время пятничных проповедей. Я веду проповеди на русском и татарском языке. Авторитет мечети есть и будет, у нас старинная мечеть, в этом году ей 116 лет. Этот уют, который был создан до нас, остается. В последние 3-4 года происходят большие изменения, делаем косметический ремонт. Город помог, люди помогают. В мечеть приходят отдыхать душой. 

Урал56.Ру: — А нужен ли верующим в мечети психолог?

Талибжан Азаматов: — Психолог мечети не нужен. Я сам как психолог, как настоятель. Когда ты сам понимаешь и доходчиво хочешь донести, человек поймет. Мы решаем все вопросы.

Урал56.Ру: — Есть ли в орской мечети курсы лекций, меры, направленные на противодействие вербовке в ИГИЛ?

Талибжан Азаматов: — Я по пятницам во время проповеди об этом говорю. В прошлую пятницу мы говорили о богобоязненности. Мы постоянно говорим, что если человек богобоязненный, то то, что творят в Сирии и ИГ, он поддерживать не может. В последнее время к исламу тянется очень много молодежи. В этом году особенно. И девушек, и юношей, в возрасте 16-25 лет. Неправильно, что людям сначала красиво объясняют, а в конце говорят — а вы должны. Что должен человек? Это все обман, это не ислам. Это никакого отношения к исламу не имеет. Я хочу пожелать, чтобы люди больше информации получали, приходили в мечеть, к имаму, хазратам, которые обучают религии. Ни в коем случае не через интернет. Мы можем, как религиозные люди, поговорить и объяснить. Мечеть работает каждый день, без выходных, с утра до вечера. Мы готовы показать, что такое настоящий ислам, – подытожил имам.

Вербовщики создают иллюзию

Семейный психолог «Центра практической психологии г.Орска» Фаузия Порфирьева рассказала Урал56.Ру о том, как понять, что вас вербуют в террористическую организацию, и  о том, как этому противостоять.


Фаузия Порфирьева
 
 — XXI век – век, когда политические конфессии используются в грязных политических целях, и далеко не всегда нравственно-духовными людьми. В Коране нигде не написано, что рожденный человек имеет право управлять судьбой и жизнью других людей. Человек, мусульманин, отвечает за каждый свой шаг. Ни одна идея в Коране не позволяет покушаться на чью-либо жизнь. Тогда что используют пресловутые адепты, которые используют ту или иную выдержку суры для своих целей? Как только человек начинает говорить «А я знаю, как…», то это должно быть тревожным сигналом.

 — Это иллюзия, что в храме находятся верные и честные люди, которые поведут к светлому будущему, к которому многие стремятся. И пророк Мухаммед, и Иисус Христос, и Будда говорят о свободе души человека, которая приемлет одно – «не убей, не обмани, не укради». Эти заповеди везде являются всеведущими. Откуда появился ваххабизм, который представляет собой воинствующую вещь? То есть «Если ты меня не слышишь, я заставлю услышать меня. Если ты меня совсем не слышишь, я имею право тебя убить». А это неправильно.

 — Это международная система вербовки, которая не имеет привязки к территориальности. Ислам ли это, буддизм, или что-то иное. Вербовка имеет одни и те же законы. Психология радикализма состоит в том, что вербовщики очень хорошо слышат, о чем ваши чаяния и беспокойства. И тут же находится ответ, в котором вы получаете сатисфакцию. На первоначальной стадии вербовки все хорошо, обещают «золотые горы», возможность обучения ваших детей в университете… После этого переходят к тому, что вы что-то им должны. Эти люди внимательны к вам, но жестко наступательны. Они даже готовы купить билет на самолет. Особенно это важно для очень бедных, неблагополучных семей. Они создают человеку иллюзию, что их послал к ним Всевышний. Люди, у которых внутренний стержень раздавлен, кроме ненависти и бессилия ничего не испытывают. Вербовщики – хорошие психологи, они тянут за ниточки. Люди попадают в паутину, все становится незначительным. Как говорится, «Если глаз души твоей не видит и не ориентируется, то глаз лба твоего – это пустое место». Путь выстраивается тем, кто стал авторитетом. Дается ощущение господства, человек готов идти за своим счастливым будущим. Идет посыл, что вы — уникум, что вы — не такой как все, что вас понимают. Практически все, работающие на вербовку в ИГИЛ, — это мужчины, с приятной внешностью, в импозантных костюмах, с деньгами. Они говорят о несправедливости мира.


Мечеть Орска

 — Экстремизм зиждется и жаждется на психопатах, синдромах нарциссизма, неудовлетворенности, людях с низкой самооценкой, людях, которые себя чувствуют катастрофически плохо. А если присутствует низкий интеллект, то все это легко считывается вербовщиками. За благими, внешне пропиаренными, позициями кроется исчадие ада. А чем больше лжи в общественно-политической системе, тем легче сформировать любой отряд в этом обществе. Так под флагами формируют тех, кому некуда излить негативную агрессивную энергию, – считает психолог.

ДАИШ. Страшная сказка

По данным экспертов, подготовивших методическое пособие «Страшная сказка ДАИШ», особый интерес для вербовщиков представляют молодые люди от 16 до 25 лет. Особо податливы идеологической обработке студенты, политики, журналисты, религиозные деятели и представитель национальных меньшинств, считающие, что их права ущемлены.

 — Соцсети – это один из главных каналов для вербовки. Специалисты изучают профили пользователей, на их основании составляют психологический портрет. У тех, кто попал на крючок, меняется стиль одежды: девушки отказываются от коротких юбок и декольте, юноши – от галстуков, начинают носить более темную одежду. Далеко не все знают, что перед вступлением в ряды ИГИЛ, новичков просят нанести на тело специальные татуировки, хотя это противоречит мусульманской вере. Уже по этим признакам можно понять, что человек завербован, и вовремя принять необходимые меры, – рассказала  в одном из интервью член Общественной палаты, председатель комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина.

Не пропустите «тревожный звоночек»!

Есть тенденция, не связанная напрямую с радикальным исламом, но может стать «тревожным звоночком». Бывает, что в социальных сетях и в мессенджерах к девушкам «добавляются» представители исламских территорий. Через какое-то время девочка начинает вступать в мусульманские сообщества, размещать на своих страницах картинки с подобной атрибутикой, с арабской вязью, песнями и клипами. Как бы это ни звучало, но в духе общей подозрительности — интерес к девушке со стороны этнических мусульман — это то, что нельзя обходить вниманием. Что в самом начале может показаться простым и временным увлечением, со временем может трансформироваться в нечто большее, способное разрушить чью-то судьбу.

Стоит учесть, что если у человека в одной соцсети все «чисто», это не значит, что у него в другой соцсети тот же набор друзей и записей. Связь проследить несложно, особенно если вы захотите узнать, с кем общается ваш ребенок, чьи фотографии оценивает, кто комментирует его контент.


Вид на Стамбул с высоты птичьего полета

В 2013 году Оренбуржье всколыхнула новость: в областном центре пропала 18-летняя девушка. В ориентировках сообщалось, что она одета в хиджаб. Как оказалось, девочка увлекалась восточной культурой, приняла ислам, об этом знали ее родители и одногруппники. Через некоторое время, внезапно для всех, она уехала в Турцию, а потом в Египет. Девушку удалось вернуть.

Подчеркнем, что только близкие люди смогут заметить изменения в поведении. В таком случае стоит попытаться разобраться в причинах, вывести человека на разговор о религии, об отношении к мусульманам и не-мусульманам, о войне в Сирии. Возможно, не все еще потеряно, и вы сможете спасти чью-то жизнь.

Горячая линия ФСБ России: В Москве — 8 (495) 224-22-22, 8 (800) 224-22-22, в Оренбурге — 8 (3532) 77-40-50, в Орске 8 (3537) 25-33-27.
Горячая линия УМВД России по Оренбургской области: 8 (3532) 79-10-00.

Продолжение следует.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Анна Вандыш
Урал56.Ру
11.07.2016 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел