В ИФНС Орска рассказали о досудебном обжаловании актов налоговых органов

07.05.2016
2954
Инспекция федеральной налоговой службы по городу Орску, апрель 2015

Накануне заместитель начальника ИФНС России по городу Орску Татьяна Баландина рассказала корреспонденту Урал56.Ру о досудебном обжаловании актов налоговых органов  ненормативного характера.

Урал56.Ру: — В чем преимущества для налогоплательщиков в досудебном порядке обжалования, который сложился на сегодняшний день?

Татьяна Баландина: —  В целом в результате внесенных изменений налогоплательщики экономят свое время, поскольку налоговым законодательством установлены пресекательные сроки рассмотрения жалобы (не более 2-х месяцев с момента обращения в налоговый орган). Также налоговым законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании решений. Преимуществом апелляционного досудебного обжалования для налогоплательщиков является и то, что, санкции к налогоплательщику налоговый орган вправе применить, только после вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

Урал56.Ру: — С какими жалобами чаще всего стали обращаться налогоплательщики в Инспекцию?

Татьяна Баландина: — В основном налогоплательщики оспаривают решения Инспекции по камеральным и выездным проверкам о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности; отказ в зачете или возврате налога, возмещении НДС; решения о приостановлении операций по счетам, о принятии обеспечительных мер, требования об уплате налога, пени, штрафов, постановления по делам об административных правонарушениях.

Урал56.Ру: —  Как составить жалобу на акты (действия, бездействие должностных лиц) налогового органа?

Татьяна Баландина: —  Во-первых, необходимо отметить, что жалобу нужно подавать в письменной форме.Во-вторых, в ней должен быть указан акт налоговой инспекции, который Вы хотите обжаловать: отказ в возврате налога, требование об уплате налога, пени или штрафа, решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (камеральная/выездная налоговая проверка) и др. В жалобе необходимо указать: Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации; обжалуемый акт инспекции, действия или бездействие его должностных лиц; номера телефонов и иные необходимые для ответа сведения. Если жалобу подает представитель налогоплательщика, то к ней нужно приложить доверенность. Вместе с жалобой можно приложить подтверждающие документы.

Обязательно указать, с чем не согласен заявитель и по какой причине, а также просьбу, которую высказывает заявитель. Например, отменить решение (требование, постановление) полностью или в части. В последнем случае нужно указать, о какой конкретно части идет речь.

Жалоба может быть направлена в инспекцию по почте, либо ее можно отнести в налоговый орган. Есть еще один вариант: отправить документ по электронной почте на электронный адрес [email protected]. Инспекция сама перенаправит Вашу жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Следует отметить, что жалоба, в которой отсутствует подпись налогоплательщика (представителя налогоплательщика) не подлежит рассмотрению.

Урал56.Ру: — Может ли досудебным урегулированием заниматься не сам налогоплательщик, а его представитель?

Татьяна Баландина: —  Необходимо помнить о том, что представлять любые интересы налогоплательщика в налоговом органе может только на основании доверенности, выданной налогоплательщиком. Это касается, в том числе, и сотрудников организации-налогоплательщика. Без доверенности предоставлять интересы организации имеет право исключительно руководитель, но никак не бухгалтер или юрист. Поэтому жалоба либо возражение, подписанное лицом, действующим без доверенности к рассмотрению, не принимаются. При этом доверенность на представление интересов физических лиц и индивидуальных предпринимателей должна быть заверена нотариально. В документе обязательно наличие даты, места выдачи, паспортных данных представителя, перечня полномочий, даты выдачи. Срок действия доверенности не может превышать трех лет, если срок не указан, документ сохраняет силу в течение года. Представитель без доверенности также не может участвовать в рассмотрении материалов проверки, например, заявлять какие-либо устные доводы или ходатайства.


Татьяна Баландина

Урал56.Ру: —  Что является подтверждением надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах?

Татьяна Баландина: —  В силу положений статей 101 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан известить лицо, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Вместе с тем, указанные статьи Кодекса не содержат норм, обязывающих налоговый орган извещать данное лицо исключительно какими-либо определенными способами. В частности, допускается извещение налогоплательщика путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передача извещения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Следует обратить внимание, что корреспонденция, отправленная налоговым органом заказным письмом по юридическому адресу организации или по адресу регистрации физического лица, считается полученной на шестой день со дня отправки заказного письма. В связи с этим налогоплательщики обязаны обеспечить получение корреспонденции от налогового органа по своему адресу регистрации.

Урал56.Ру: Скажите, а если налогоплательщик не согласен с выводами налогового инспектора, изложенными в акте налоговой проверки, оспорить выводы проверяющего можно только подав жалобу, либо есть иной путь урегулирования ситуации?

Татьяна Баландина: —  Ознакомившись с результатами проверки, Вы вправе в течение 1 месяца со дня получения акта представить письменные возражения в Инспекцию по указанному акту в целом или по его отдельным положениям, а также представить документы, подтверждающие обоснованность Ваших возражений.

Кроме того, Вы можете лично (либо через уполномоченного представителя) присутствовать на рассмотрении акта проверки в налоговом органе и заявить устные возражения, представить пояснения, подтверждающие документы.

Ваши пояснения (возражения, документы) будут рассмотрены Инспекцией и, в зависимости от результата рассмотрения, учтены при вынесении решения по результатам проверки.

В случае несогласия с вынесенным Инспекцией решением по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Вы вправе его обжаловать.

Урал56.Ру: —  Если налогоплательщик представил возражение и документы после вынесения решения, может ли он рассчитывать на урегулирование спорных вопросов в рамках досудебного аудита или ему придется обращаться в суд?

Татьяна Баландина: — Конечно, если возражение представлено после вынесения решения, то оно автоматически становится жалобой.

Однако следует отметить, что если налоговый орган, вынесший решение, посчитает, что представленное возражение обоснованно, он может внести изменения в решение с учетом представленных возражений. Это касается только тех случаев, когда произведенное действие улучшает права налогоплательщика.

Урал56.Ру: —  Как избежать претензий со стороны налогового органа по поводу ведения бизнеса с «фирмой-однодневкой». В чем выражается проявление должной осмотрительности и добросовестности налогоплательщика?

Татьяна Баландина: — Удостовериться в благонадежности контрагента Вы можете зайдя на официальный сайт ФНСРоссии (www.nalog.ru). На данном сайте Вы, воспользовавшись услугой: Риски бизнеса: «Проверь себя и контрагента» и, заполнив соответствующую форму, получите необходимую информацию о своем партнере: дату регистрации, адрес, ОГРН, ИНН, КПП, сведения о лицензиях, о дате возможной реорганизации или ликвидации делового партнера, о наличии или об отсутствии задолженности; проверить адрес, на предмет массовой регистрации и др.

Кроме того, для проверки контрагента Вы вправе запросить у делового партнера учредительные документы, заверенные должным образом, выписку из ЕГРЮЛ, паспорт директора фирмы-партнера, финансовую и налоговую отчетность организации, контактные почтовые и электронные адреса, телефоны, подтверждение полномочий представителя (наличие доверенности).

Также Вам необходимо убедиться в возможностях данного юридического лица или индивидуального предпринимателя об исполнении договора поставки, выполнения работ, оказания услуг, его платежеспособности; просмотреть в Интернете наличие какой – либо рекламы у данного контрагента.

Стоит отметить, что из официального интернет-ресурса "Банк решений арбитражных судов" можно узнать о наличии судебных решений в отношении контрагента, а используя банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов можно проверить наличие данных сведений о себе и контрагенте.

Урал56.Ру: —  Расскажите о порядке и сроках рассмотрения жалобы государственным органом, о возможности участия лица при рассмотрении жалобы?

Татьяна Баландина: — Рассмотрение жалобы производится вышестоящим налоговым органом (в отношении инспекций по Оренбургской области – Управлением ФНС России по Оренбургской области). Законом не предусмотрена возможность участия лица при рассмотрении жалобы.

Решение по жалобе на решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца с даты получения жалобы. По иным жалобам решение должно быть принято в течение 15 дней. Указанные сроки могут быть продлены.

О принятом решении сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней (рабочих) со дня его принятия. Также информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, поступивших в налоговый орган, можно узнать на сайте www.nalog.ru.

Урал56.Ру: —   Можно ли представить вместе с жалобой на решение налоговой инспекции дополнительные документы, которые подтверждают позицию налогоплательщика?

Татьяна Баландина: — С августа 2013 года в статью 140 Налогового кодекса РФ введено новое правило о том, что при подаче жалобы на решение инспекции дополнительные доказательства представляются налогоплательщиками с ходатайством, в котором изложены причины, по которым представление таких доказательств в ходе проверки было невозможно. В случае если причины будут признаны уважительными, документы будут учтены вышестоящим налоговым органом при вынесении решения.

Судебная практика по данному вопросу включает в себя примеры, когда суды в случае представления документов в судебное заседание впервые изучают уважительность причин непредставления документов ранее, на стадии проведения проверки и досудебного разрешения налогового спора. Оценка неуважительности таких причин может послужить дополнительным доказательством в суде недобросовестного поведения организации.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Сергей Суханов
Урал56.Ру
07.05.2016 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел