Война с подростковой преступностью и колорадским жуком: чем жил Орск в апреле 1982 года?

27.04.2018
7722

Комсомольская площадь, проспект Мира. Начало 80-х

Урал56.Ру продолжает обзор документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Сегодня мы узнаем, какие вопросы местная власть решала в апреле 1982 года.

«Выявлять, дискредитировать и изолировать»

На заседании, состоявшемся 1 апреля, народные избранники констатировали: уровень преступности в среде несовершеннолетних орчан слишком высок. Это не соответствует требованиям, предъявляемым 26-м съездом КПСС!


Кто-то кое-где у нас порой честно жить не хотел...

Тут же приводятся конкретные данные: в январе-феврале-марте «малолетками» было совершено 58 преступлений. Много это или мало? По нашим нынешним меркам, конечно, многовато: согласно отчету начальника орского управления МВД, за весь 2017 год несовершеннолетними было совершено 131 преступление, то есть на каждый квартал в среднем приходилось 32 из них. Значит, уровень подросткового криминала теперь снизился почти в 2 раза, что не может не радовать… А тогда львиная доля преступлений – 30 из 58 – была совершена учащимися ГПТУ, то есть городских профессиональных технических училищ. Это официальное их название; сами учащиеся (да и все вокруг) тогда предпочитали называть ГПТУ «каблухами».


1983 год, перекресток улицы Станиславского и проспекта Мира. Фото Е. Токарева

Далеко не все подростки попадали туда, чтобы освоить ту или иную рабочую профессию. Часто «сливались» в ГПТУ и те, кого попросту не брали в 9 класс – из-за низкой успеваемости или асоциального поведения. С дисциплиной в большинстве «каблух» были серьезные проблемы, мастера производственного обучения (не профессиональные педагоги, а рабочие, которых принимали в в систему образования, чтобы они передавали опыт подрастающему поколению) с подопечными не всегда справлялись, а иногда и просто предпочитали не связываться с юными «ништяками», недобрая слава которых в то время гремела на весь Союз…

Депутаты, обсудив проблему, предложили такой путь ее решения:

 — Выявлять и ставить на учет подростков, склонных к правонарушениям... Активнее выявлять родителей, негативно влияющих на подростков, и принимать необходимые меры по их изоляции… Выявлять лидеров мальчишечьих групп, дискредитировать их и разобщать группы.

Решение №180 от 01.04.1982

Но проблемы с законом, конечно, имели не только «малолетки». Взрослые орчане тоже не всегда были паиньками. Чтобы изолировать от общества людей, склонных к криминалу, активно использовалась уголовная статья «тунеядство». А выявлять этих самых тунеядцев помогали совместные рейды милиции и общественности. В апреле 1982 года в Орске проводилась масштабная спецоперация с гордым названием «Труд».


«Выделить по 20 человек и по 10 машин...»

О том, как проводились подобные рейды, нам рассказал Федор Матвеевич Миняев – подполковник в отставке, кавалер ордена «Знак Почета», автор нескольких книг по истории орской милиции, в прошлом он руководил Ленинским РОВД.

 — Тогда в органах служило намного меньше людей, чем сейчас, личного состава не хватало. Поэтому мы активно использовали помощь исполкома. Он находил по предприятиям сознательных работников, «выбивал» автотранспорт (машин нам тогда тоже не хватало). Мы вечером собирали народ в РОВД или клубе, проводили инструктаж. Выдавали участникам рейдов адреса злачных мест, где могли собираться асоциально настроенные личности. Они рассаживались по машинам попарно и ехали проверять, все ли в порядке. Если обнаруживали какие-то нарушения, подозрительных людей, возвращались в милицию и сообщали нам. Ну, а дальше мы уже отрабатывали полученные сигналы. Тогда в этих операциях задействовались в основном руководители. Помню, у нас в Ленинском постоянным участником рейдов был директор Никелькомбината. Ездил по ночному городу на служебной «Волге» со своим водителем…

Федор Миняев, бывший начальник Ленинского РОВД
 

«Папа купил автомобиль»

Сейчас купить машину просто – были бы деньги... В СССР дело обстояло иначе.

Большинство советских граждан о личном автомобиле могло только мечтать. Стоили они и тогда не очень дешево – скажем, «Жигули» - 7300 рублей, «Москвич» - 7400 рублей, а «Запорожец» - около 4000… Если учесть, что рабочие на заводах получали по 150-250 рублей в месяц, а учителя, врачи и инженеры – того меньше, приходилось долго копить. Впрочем, время для этого было: очередь «на машину» растягивалась примерно на 7-8 лет!


Реклама советского автопрома

Человек вставал в очередь на своем предприятии (для этого нужно было быть на хорошем счету – кого попало могли просто не записать); когда ему, спустя годы ожидания, наконец приходило «письмо счастья», советский гражданин мчался в магазин… где получал не авто, а счет на оплату. С ним он бежал в сберкассу. Оплатив счет, снова возвращался в магазин. И забирал машину, спросите вы? Да ничего подобного. Он забирал чек. И снова ждал, когда в город прибудет очередная партия автомобилей. Наконец, летел на склад и забирал свою «ласточку». Ни цвет, ни комплектацию он, конечно, не выбирал – уж что достанется.

Конечно, машину можно было купить и с рук. Но! Стоили подержанные авто почти столько же, сколько и новые, к тому же продавали их строго в специальных магазинах, «комиссионках» (торговать напрямую, то есть спекулировать таким приметным товаром, тогда никто не рисковал), и в этих магазинах выстраивались свои очереди.

Но был и третий вариант. Можно было недорого купить списанную машину на предприятии.


«Москвич» и две «Волги» – повезло кому-то!

Естественно, она была старой и много повидавшей. Естественно, списывали ее по причине нерентабельности – слишком многих вложений требовала развалюха. Естественно, вместе с куском железа счастливый гражданин получал гору проблем. Но это мелочи – главное, он становился обладателем личного авто. Он не просто мог теперь возить на огород ящики с рассадой в багажнике, а не как раньше, на коленях в трамвае... Нет, с приобретением машины человек поднимался круто вверх по социальной лестнице! Автовладелец – это звучало гордо.


Начало 80-х, перед демонстрацией. Фото К. Ботузова

Конечно, получить право выкупить списанную на производстве машину получал не любой желающий. Тут велась своя борьба, формировались свои очереди, плелись коварные интриги…

Все на борьбу с американским агрессором!

Город в то время обрастал садово-огородными массивами. Начался этот процесс в конце 60-х, но и к 82 году городские власти еле успевали выделять желающим землю под огороды: только на заседании 1 апреля в повестку было включено 6 таких вопросов!


Еще одна демонстрация. Фото В. Абрамова

Трудящимся требовались витамины, а свежие овощи и фрукты в эпоху дефицита в магазинах можно было купить не всегда – вот и бросался народ засеивать степь…

Разумеется, земля выделялась не самим огородникам, а предприятиям: заводы оформляли территорию, проводили техническую воду для полива, создавали инфраструктуру – и потом распределяли участки между своими сотрудниками. Мелкие предприятия не могли «потянуть» целый массив – и им приходилось объединяться.


Так участок степи под Первомайским превратили в сады

Обратите внимание: людям, работающим, а значит, и живущим в центре города (ЭМИ – возле рынка «Авангард»; Молокозавод – возле дворца пионеров; завод легких металлоконструкций – неподалеку от автовокзала), не лень было ехать на Майку окучивать картошку или поливать огурцы – при том, что армии шустрых «Газелек» тогда не было, люди ездили на немногочисленных медлительных автобусах…

А вот и еще один вопрос, который рассматривался на апрельском заседании горсовета: борьба с колорадским жуком.


Прожорливый вредитель был бичом огородников

Чтобы победить американского агрессора, в Орске создали специальную комиссию, в состав которой вошли 11 уважаемых людей!

Нынешняя молодежь знает об этом вредителе только по политическим шуткам. А те, кто постарше, в свое время страшными словами проклинали прожорливую зверюгу, часами бродя по картофельным рядам с банкой, на дне которой плескалась лужица бензина, ацетона или воды с «Дихлофосом»…

Что такое это – наше лето?

А еще город готовился к лету. Что такое лето в позднем СССР? Это бочки с квасом, «конусы» с газировкой, жестяные креманки с мороженым, горячие «колечки» с орехами…


На пляжах торговали мороженым и напитками

А еще это машинки с педальным механизмом, о которых мечтали все без исключения советские дети, но которых было не купить в игрушечном магазине – разве что взять в аренду, чтобы покататься 10 минут на площади или в парке…


Детям – машинки, взрослым – контроль собственного веса

В общем, как пелось в песенке тех времен, «Лето – это хо-ро-шо!»

И жить в те времена было в целом хорошо. Да, преступность; да, дефицит… Но посмотрите на это фото: здорово ведь было?

ДК Нефтехимиков. Фото В. Куприенко  

На этом экскурсию в апрель 1982 года мы закончим. Но ровно через неделю, в следующую пятницу, снова заглянем в архив и узнаем, чем жил Орск... Скажем, весной 1936 года. Или 1939. Следите за обновлениями в рубрике Ретро56


Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.




Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
27.04.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел