Козни вредителей и первые ростки феминизма: чем жил Орск в июле 1937 года?

11.07.2018
5779

Укладка шпал в Орске, середина 30-х

Урал56.Ру продолжает публикацию документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Сегодня мы узнаем, какие вопросы местная власть решала в июле 1937 года. Это было время Большого Террора, и даже в провинциальных городках обнаруживались целые толпы вредителей, шпионов и прочих врагов Советской власти (а с ней – и всего трудового народа).


Война с вредителем все спишет…

Слово «вредитель» было в те времена невероятно популярным. До смешного! Впрочем, людям, жившим в те времена, приходилось совсем не смешно... 

Это слово встречается едва ли не в каждом втором решении городского Совета. Чуть что пошло не так – хоть строительство затягивается, хоть в магазин продукты не завезли, хоть рабочие запили и провалили производственный план – всюду виделись козни шпионов и диверсантов!



Протокол выездного заседания горсовета


Вот, например, депутаты проводили выездное совещание на Крекингзаводе (теперь это ОНОС). В протоколе оказалось записано:

 — Дирекцией Крекингзавода до сего времени недостаточно организована борьба по ликвидации последствий вредительства в коммунально-жилищных вопросах на площадке, проводимого бывшими руководителями, ныне врагами народа…

Удобно, правда? Были-были руководители, и вдруг оказались врагами. А значит, они и виноваты во всем сразу, а все остальные вроде бы и не при чем.

И ладно еще крупные «проколы». Но на вредителей сваливали и всю мелочевку: плохие окна вставили, дует в них ветер – вредительство. Вовремя не привезли кирпич – тоже не разгильдяйство, тоже злонамеренное вредительство! Вот еще документ:



Снова Крекинг, и снова козни врагов...


Поселок, видите ли, «строился вредительски»! И фундамент мелкий, и почва болотистая – все это происки врага… Между прочим, некоторые дома поселка Аварийного (назывался он так потому, что находился особенно близко к заводу и там жили люди, которые в любое время дня и ночи могли быть выдернуты из своих жилищ для устранения аварии) существуют до сих пор: например, дома 2 и 10 по улице Достоевского, они были сданы в эксплуатацию как раз в 1937 году… Кстати, несмотря на 80-летний возраст, плачевное техническое состояние (да его еще 80 лет назад считали плохим!) и многочисленные жалобы жильцов, дома эти до сих пор не расселены. Тут закрадывается мысль… Может, это вредительство образца 21 века, а, граждане?



Строительство бараков в поселке Никель, 1935 год


Хотите еще что-нибудь о вредительстве? Вот, пожалуйста:



Даже строительство бани умудрились сорвать подлые шпионы!


Какие-то должностные лица «допустили вредительское строительство» бани и клуба. Разберитесь-ка, товарищ прокурор Веретенников!

Ну, и еще один документ, емко характеризующий ту эпоху:


И в поселке Мясокомбинат обнаружились признаки вредительства... А, нет, просто благодушия


Чиновники, которым было поручено строительство домов для работников мясокомбината, проявили «самоуспокоенность и благодушие». Это удивительно: прекрасное слово «благодушие» было в 1937 году ругательным!

 

«Под открытым небом с малыми детьми…»

На гербе СССР еще в 1923 году было написано: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь»! Рабочие – это всегда и всюду подчеркивалось – считались главной движущей силой общества, и для них необходимо было создавать самые комфортные, самые лучшие условия – как на работе, так и в быту. Официально заявлялось, что в этом деле наша страна достигла небывалых успехов: дескать, пролетарии, при царизме ютившиеся в грязных трущобах, теперь переселились в благоустроенные, просторные жилища…

Но на деле, конечно, не все было гладко. Вот – подлинный документ того времени.



В свой дом забирались через окно... Если повезет


Да уж, получается как-то не очень радостно. Люди больше месяца вынуждены жить с больными детьми на улице – кошмар! Понятно, что июль, не январь, но все же…

А самое отвратительное в этой истории то, что ремонт проводился ради удобства рабочих – чтобы им было комфортнее жить. Но вышло, как это и сейчас бывает, просто для галочки – на самих рабочих-то при этом и наплевали!

Кстати, вы знаете, что такое РД? Дадим слово Владилену Николаеву, который как раз в конце 30-х жил в Орске, и как раз в поселке Локомотивстроя, по соседству с домами, перечисленными в докладной записке.

 — Наше жилье имело адрес: поселок Локомотивстрой, РД (то есть рабочий дом) 37. Большая часть поселка состояла из двухэтажных домов барачного типа с печным отоплением. Но наш дом был другого, не барачного, типа. Это был двухэтажный дом на 8 квартир, построенный из деревянных брусьев. Каждая из квартир состояла из трех комнат, кухни с дровяной печкой для приготовления пищи и двух маленьких чуланчиков. В кухне имелся водопровод с раковиной. Тепло подавалось от небольшой котельной, работавшей всего на два дома. Наша семья занимала две комнаты «вагончиком» со входом через кухню. Из нее же был вход и в третью комнату, которую занимала учительница, коллега моей мамы. Дом считался благоустроенным - строился специально для ИТР (инженерно–технических работников). В него был заведен водопровод, но прочие «удобства» были на улице…
Владилен Николаев, «Моя жизнь», сайт Проза.Ру


Решение женского вопроса – дело революции!

В новом обществе, которое очень хотела построить советская власть, мужчины и женщины должны были иметь равные права. Мол, вот это «киндер, кюхе, кирхен» - буржуазный пережиток, мещанство и пошлость. А женщины новой формации должны быть свободными (для этого и строились в СССР ясли, куда детей полагалось сдавать почти сразу после рождения, и столовые, которые должны были освободить от домашней готовки) и – обязательно – трудиться наравне с мужчинами.

В 1937 году в Орске существовала женская тракторная бригада – ударный отряд феминизма!



Тов. Карпов проявил безответственное отношение!


Но война за равноправие, в которую вступили отважные женщины, оказалась слишком тяжелой: коварные мужики принялись вставлять палки в колеса. И кормили чем попало, и политмассовую работу практически не вели, и даже простыней в вагончик-бытовку не выдали! Еще и бригадира своего подсунули, то есть мужского полу... Есть ощущение, что и тут не обошлось без вредительства!

 

«Нецынзурные слова» 1937 года

Ну, и напоследок – еще один интересный документ из той же папки.



Рапорт, составленный 81 год назад


Вроде бы, обычная «бытовуха»: орчанин В., работавший учителем, напился, устроил дебош, подрался даже. Бывает такое и в наши дни – слишком часто, к сожалению… Потом он сопротивлялся при задержании, пытался сбежать и сдался милиции только после предупредительного выстрела в воздух. Ну, и вот сидит теперь, ждет показательного суда. Просто криминальная хроника 80-летней давности, нечего особенного… Но есть в этой докладной записке один замечательный момент.

 — В. всячески обзывал допризывников нецынзурными словами (кулаки, вридители и т.д.), - сообщает начальник спецотдела Русинов.

Да уж, обидней (или опаснее) ругательства, чем слово «вредитель», в 37 году и придумать было нельзя!

 

Пожалуй, на этом экскурсию в июль 1937 года мы закончим. Но ровно через неделю, в следующую пятницу, вернемся к теме и узнаем, чем Орск жил вскоре после войны, летом 1946-го. Следите за обновлениями в нашей рубрике «Ретро56»!




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.




Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
11.07.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел