300 кило картошки за добросовестную службу. Какими льготами пользовались орские чиновники 30-х годов?

02.03.2020
5951
1937 год, здание орской гостиницы (сейчас – корпус ОГТИ). Фото ОКМ

Недавно депутаты Орского горсовета приняли решение о повышении зарплат муниципальных служащих. До голосования этот вопрос оживленно обсуждался не только в кулуарах Совета, но и по всему городу… В связи с этим особенно интересными выглядят два документа 85-летней давности, обнаруженные нами в городском архиве. В них перечисляются меры поддержки местных чиновников.

 

Продукты – строго по талонам

Первый документ, датированный 10 октября 1933 года, – это перечень работников горсовета, которым было решено выделить в качестве поддержки… овощей. Нам сейчас это может показаться смешным, а тогда, очевидно, было не до смеха. Почему? А ответ на этот вопрос нам дает сама бумага, на которой был отпечатан список: его нанесли на обратную сторону листка с талонами к продуктовым карточкам.


Обратная сторона важного документа

Дело в том, что с продуктами в раннем СССР было туго. Поэтому в начале 1931 года Наркомснаб издал постановление «О введении единой системы снабжения». Всем трудящимся на государственных предприятиях и в учреждениях выдавались так называемые «заборные книжки», по которым можно было приобрести продукты питания. Кормили не всех одинаково – строго в соответствии с категорией, или группой.

К первой относились «индустриальные рабочие и лица физического труда». К ним относились не только рабочие и инженеры, но и, как ни странно, «комполитсостав Красной армии и флота, войск ОГПУ, строевой состав милиции и оперативные работники уголовного розыска». Им было положено по 800 граммов хлеба в день.


1934 год, комната рабочего одного из орских предприятий. Фото ОКМ

Вторая категория – это «служащие, члены семей служащих и члены семей рабочих I группы; пенсионеры; художники, скульпторы, кустари; лица, занятые извозом» и т.д. Этим полагалось лишь по 300 граммов хлеба в день. Полбуханки, в общем – не густо. Как видите, чиновник (то есть служащий) в этом отношении уравнивался с неработающим членом семьи рабочего или милиционера…

Ну, и третья категория – это дети до 14 лет. Этим выдавалось по 200 граммов хлеба в день.

А были еще граждане, которые вообще не вписывались в карточную систему снабжения.

Лишить заборных книжек лиц, лишенных избирательных прав и не занимающихся общественно-полезным трудом: арендаторов, живущих на нетрудовые доходы, владельцев контор, лечебниц, бюро, частных маклеров, служителей религиозных культов всех вероисповеданий, торговцев рынков.
Постановление коллегии Наркомснаба СССР от 13 января 1931
С ними все понятно: бывший эксплуататор – голодай. Ну, или покупай продукты втридорога на рынке, мало ли ты наворовал-то у трудового народа при старом режиме…

Понятно, что по карточкам и талонам получали не только хлеб, но и практически все продукты. Так вот: очевидно, служащим горсовета тогда приходилось тяжеловато, и им (вероятно не всем, а обремененным большими семействами, а может, чем-то выделившимся из коллектива) выделили овощей. Чем руководствовались при расчетах, тоже не ясно, но, скорей всего, опять-таки исходили из количества иждивенцев.


Кому сколько картошки отгружать? Тот самый документ 1933 года

Поэтому, например, работница ГорОНО (городской отдел народного образования) Поцелуева получила по 100 килограммов капусты и свеклы и по 200 килограммов картошки и моркови, а сотрудница ГорФО (городской финансовый отдел) Вахмянина – только 100 килограммов картошки и по 20 капусты, моркови и свеклы. Порой числа оказывались не круглыми: финансисту Кулешову досталось 16 килограммов моркови, а снабженке Поповой – 32…

 

В каких квартирах жило городское начальство?

Следующий документ датирован 13 мая 1935 года. Это постановление президиума Орского горсовета «О тарифах на коммунальные услуги ответ. работников города Орска».

В этом списке 13 фамилий – на этот раз с указанием должностей. И на этот раз без рядовых сотрудников – только руководство. 8 человек от горсовета: председатель, ответственный секретарь, заведующие Горкомхозом (отдел коммунального хозяйства, по-нынешнему УЖКХ), ГорЗО (здравоохранение), ГорФО (финансы), Горвнуторг (торговля), ГорОНО (образование), Орготдел (аппарат). И 5 человек от горкома партии: двое секретарей, двое инструкторов и заведующий Культпропом (отдел культуры и пропаганды – подчинялся он не Совету, а партии).


У кого из чиновников сколько жилплощади?

В документе 85-летней давности указывается, насколько просторное жилье занимало тогдашнее орское начальство. Нормой в то время считались 9 квадратных метров на человека. Таким образом, семья товарища Смирнова, председателя горсовета (то есть, по нынешним меркам, главы), состоявшая из 5 человек, могла претендовать на 45-метровую квартиру, но фактически проживала в 83-метровой.

Но было бы несправедливостью утверждать, что все тогдашние чиновники жили в комфорте и роскоши. Так, товарищ Сулюгин, главный городской финансист (а заодно и глава семьи из 8 человек) по закону мог бы требовать 72 метров жилья, но ютился на 22 метрах – однокомнатная квартира в «хрущевке», для сравнения, имеет общую площадь 31-33 квадратных метра. Заведующий орготделом тов. Тимошкин вообще обитал на 15 квадратных метрах – правда, и семья у него была поменьше, только 5 человек.


1935 год. Орск, женское общежитие барачного типа. Фото ОКМ

А заведующий ГорОНО тов. Кузнецов и вовсе жилья не имел никакого – в табличке ему достались лишь прочерки. Учителя – они всегда самые обделенные. Почти как врачи: заведующий ГорЗО тов. Горячев мало того, что забил в 20-метровое помещение 6 домочадцев, так его комнат еще и не была электрифицирована: в графе «количество электроламп» стоит прочерк…

Так вот: квартплата в то время составляла 1 рубль 14 копеек с квадратного метра в месяц. Но ответственным работникам полагалась скидка в 54 копейки. Поэтому они, в отличие от других трудящихся, платили почти в 2 раза меньше: лишь по 60 копеек с квадрата.

 

Орск хуже Бузулука? Обидно, понимаешь!

И, наконец, 14 апреля 1938 года был выпущен еще один документ. Это постановление Оренбургского облисполкома «О приравнивании г. Орска по ставкам зарплаты к г. Оренбургу и районам Бузулукскому и Бугурусланскому».


Оренбургские чиновники вступились за орских

Дело в том, что к тому времени карточная система распределения продуктов, о которой мы уже говорили, была упразднена (правда, вскоре, с началом Великой Отечественной ее пришлось срочно возрождать). Поэтому, «в связи с переходом на единые цены и ликвидацией закрытых распределителей натуральных выдач», зарплаты всем трудящимся резко подняли, а зарплаты ответственных работников высшего звена в 1936 году утвердили отдельным постановлением Совета народных комиссаров и Центрального комитета ВКП(б).

Согласно этому документу, председатели Московского и Ленинградского облисполкомов стали получать по 1100 рублей в месяц. Председатели горсоветов Москвы, Ленинграда и Киева – по 1000 рублей. По той же тысяче полагалось высшим руководителям республик и краев; по 850 рублей – областей.


1937 год, театр имени Октябрьской революции. Фото ОКМ

Города были разделены на несколько списков. В первый вошли 24 гиганта, где концентрировались особо важные производства – Баку, Горький (сейчас – Нижний Новгород), Куйбышев (сейчас – Самара), Сталино (сейчас – Донецк), Челябинск и так далее. Там главный чиновник получал зарплату в 800 рублей.

Во второй список включили 39 городов не столь важных, где не велось строительства общесоюзного значения – Иркутск, Пятигорск, Эривань (Ереван), Таганрог… И Оренбург. Зарплата высшего должностного лица – 750 рублей. Бузулук и Бугуруслан, где тогда как раз нашли нефть и стали активно разрабатываться месторождения, необходимые стране, тоже оказались приравнены к областному центру: руководители этих небольших (однако перспективных: до войны всерьез обсуждался вопрос перенесения столицы области из Оренбурга в Бузулук) городков получали ту же зарплату, что и «глава» Оренбурга.


1937 год, новый дом в поселке Никель. Фото ОКМ

А Орск оказался на самом дне этого перечня в числе «всех остальных городов» – его даже в список включать не стали. Председателю Орского горсовета этим постановлением установили зарплатную «вилку» в 600-700 рублей в месяц – то есть получал он столько же, сколько… Нет, не будем называть, чтобы никого не обидеть. Просто представьте себе любой тихий, спокойный городок, где ничего, кроме статуса города, нет, никакого производства – таких по Союзу было много. Чем ни жизнь была председателю тамошнего Совета? И тут же Орск – огромный, разбросавшийся по обоим берегам реки, которая имеет обыкновение по весне уничтожать чуть не весь город, так что его постоянно приходится отстраивать заново; с его громадными заводами, к которым надо тянуть дороги, налаживать транспортное сообщение; с его неспокойным населением, которое собралось на местные стройки со всей страны и живет в жуткой тесноте, какая большим городам и не снилась…

В общем, местных чиновников обидели незаслуженно. И чиновники областные (впрочем, как сказать областные… председателем облисполкома тогда был Константин Милованов, который только-только перебрался в Оренбург из Орска, который и был орским «главой» совсем недавно) это признали.

В связи с тем, что г. Орск, как центр ряда промышленных строек и предприятий Союзного значения имеет более важное значение, нежели районные центры Бузулук и Бугуруслан, а ставки зарплаты руководящих работников ниже, чем в Бузулуке и Бугуруслане, просить СНК СССР и ЦК ВКП(б) приравнять Орск к Оренбургу, перенеся его в список №2.
Константин Милованов
Председатель Оренбургского облисполкома
Вот такая история… У вас может возникнуть вопрос: а много это или мало – 600 рублей, 750? Для того, чтобы было, с чем сравнивать, приведем официальные данные из брошюры «Союзоргучета», выпущенной в марте 1936 года.

Средняя зарплата рабочего завода составляла 218 рублей; рабочего-строителя – 204 рубля; рабочего-железнодорожника – 225 рублей; рабочего-коммунальщика – 166 рублей; рабочего совхоза – 127 рублей; инженера – 460 рублей; преподавателя ВУЗа – 338 рублей; медика – 192 рубля… А сам товарищ Сталин (этого в брошюре, правда, нет, так что данные неофициальные, но приводящиеся множеством исследователей) в месяц зарабатывал 1200 рублей. В 5 раз больше, чем работяга за станком – по нынешним временам, прямо скажем, не густо…

 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
02.03.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел