«Привлечь к судебной ответственности за антисанитарное состояние». Как орские депутаты работников прилавка к чистоте приучали

04.11.2020
1899
1934 год, ученики школы №1 (сейчас это школа №10) в буфете. Фото ОКМ

Летом 1934 года депутаты Орского городского Совета подводили итоги масштабной проверки, которая проводилась в городских магазинах и предприятиях общепита (столовые и ресторан тогда тоже относились к ведомству Горвнуторга, то есть отдела городской внутренней торговли). Проверка выявила множественные нарушения.


Тот самый документ 86-летней давности

Во-первых, оказалось, что «по большинству магазинов в городе и новостройках» наблюдается «грубейшее нарушение ассортиментного минимума».

Дело в том, что тогда существовали утвержденные местными властями списки самых важных продуктов – того, что должно быть в продаже всегда. Скажем, свежие фрукты могли иметься на прилавке, а могли и не иметься – не страшно; то же и с мясными деликатесами. А вот соль, муку, дрожжи (многие орчане пекли хлеб самостоятельно) покупателям обязаны были предоставить всегда. Входили в список не только продукты, но и средства гигиены: мыло и так называемая «бельевая» сода, которая использовалась для кипячения белых вещей.


Еще один документ той же эпохи. Граждане сообщайте, если вас обсчитывают, обвешивают... Ну, или продавец чуждого происхождения

Так вот: от трудящихся поступали жалобы на то, что прилавки магазинов пусты. Приходит человек, весь день отработавший на строительстве одного из будущих заводов-гигантов, чтобы купить, скажем, соли, а ее-то и нет. Ступай, стахановец, домой и хлебай несоленый суп… Непорядок! И проверка выявила, что жалобы были, увы, небеспочвенными:

В магазине торга №9 из 7 достаточных товаров отсутствуют: соль, мыло хозяйственное, кондитерских изделий только 5 сортов. В магазине торга №1 в продаже не оказалось: мыла туалетного, горчицы, дрожжей, рыбы. В продмаге райпотребсоюза не оказалось соли, сахарного песку, муки пшеничной 96% помола, муки ржаной, макарон, мыла туалетного, томата и дрожжей. В магазине №5 Никельстроя в продаже не оказалось: чаевых напитков, кофе, муки ржаной, макарон, соды бельевой, горчицы, дрожжей, консервов и т.д. 
То есть заведующие магазинами ситуацию упустили: зная, каков спрос на основные товары на их участке, должны были подсуетиться и заказать их в достаточном количестве – но не сделали этого. Впрочем, оказалось, что это далеко не единственная проблема: в магазинах было еще и грязно.

…Установлено антисанитарное состояние. У продавцов нет халатов, отсутствует личная гигиена, не регулярно проходят медосмотр, нет чистых полотенцев и щеток для мытья рук, магазины и подсобные помещения завалены ненужной тарой, испорченные продукты хранятся с полноценными.
И дело тут вовсе не в брезгливости орчан: в городе, где не было ни водопровода, ни канализации, где питьевая вода набиралась по большей части прямо из реки и никто в глаза не видывал домашнего холодильника, инфекционные болезни были огромной проблемой. А тут продукты берутся грязными руками, выкладываются на немытый прилавок!

Что же касается испорченных продуктов, то проблема заключалась не только в том, что плесень с них переходила на еще свежие, но и в том, что ценный товар, которого заведующий заказал слишком много и не успел распродать, отправляется на помойку. Страна жила, мягко говоря, небогато, а тут – такое преступное расточительство!

В магазине маслопрома обнаружено 20 килограмм сгнившего маргарина и 5 килограмм испортившегося сливочного масла. В магазине торга №8 обнаружено 70 шт. сгнивших булок. В ларьке №5 продснаба обнаружено 70 килограмм испорченной рыбы.
А еще выяснилось, что работники торговли грубо обходятся с покупателями и не воспринимают критики. Скажем, потребует трудящийся жалобную книгу, оставит там свой «автограф»… И что дальше? Книгу-то ему дадут, но что толку? Будет ли кто проводить работу по этой жалобе? Выяснилось, что могут и «забыть» отреагировать.

Жалобы трудящихся, записанные в книге жалоб, как правило, не рассматриваются и остаются без ответа (в ресторане торга не дано ответов на 25 жалоб трудящихся).
Итак, проблемы были определены. Но как их решить? Почаще проводить такие же проверки, пожестче контролировать тружеников прилавка – это понятно… Но у всех проблем тогда, как известно, было имя – проще говоря, требовалось выявить виноватого и показательно его покарать. Ну, и кара должна была быть, разумеется, немедленной:

Немедленно снять с работы заведующего ларьком №5 тов. Баттрединова за допущенную им порчу 60 кгр. рыбы со взысканием ее стоимости. Снять с работы завпроизводством ресторана тов. Новикова за антисанитарное состояние кухни, хранение пищевых продуктов и низко качество блюд. Привлечь к судебной ответственности бывш. директора ресторана тов. Иванову за антисанитарное состояние ресторана, игнорирование жалоб трудящихся, за грубое обращение обслуживающего персонала и самой заведующей с посетителями. 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
04.11.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел