Повысить цены на бензин могли из-за резкого понижения температуры, сообщают «Известия» со ссылкой на начальника управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России Армена Ханяна. В список возможных причин также попали:
- рост экспортных цен на нефтепродукты
- сезонное повышение спроса на них внутри страны, а также в Европе и Азии
- снижение предложения топлива на биржевых торгах, соглашение ОПЕК+ и на рост мировых цен на черное золото
- распространение коронавирусной инфекции
Однако гендиректор АО «Осколнефтеснаб» Александр Масалитин с этим не согласен. Он добавил, что сегодня из-за роста оптовых цен на бензин многие независимые АЗС вынуждены работать в убыток и есть риск их разорения.
Практически со всем, что оговорено в ответном письме ФАС, мы не согласны, и большинство их доводов у нас вызывает удивление. В связи с сезонным спросом или снижением температур не мог произойти тот рост цен, который наблюдается сейчас на рынке. Создается впечатление, что в ФАС не знают, что I квартал года — это всегда минимальный объем потребления бензина в стране и АЗС не продают топливо, которое используется в котельных для отопления зданий.
В ответ на то, что на стоимость топлива повлияла зима 2020–2021 года, ведущий специалист центра «Фобос» Михаил Леус ответил, что она не показала существенных отклонений по сравнению с 30-летней климатической нормой. Средняя температура оказалась ниже на 1,4 градуса, да и вообще за последние 8 лет это была первая холодная зима в Московской области. А март в европейской части России оказался даже теплее нормы, однако за Уралом зима, действительно, оказалась холоднее нормы на 2–4 градуса.
По мнению эксперта, указанные ФАС факторы наблюдаются из года в год и не могли привести к столь значимому подорожанию.
Рост мировых цен и сравнительно стабильный валютный курс внесли свою лепту, но в разъяснении ФАС отсутствует акцент на фискальном диспаритете, который усилился с 1 января 2021 года.
Учитывая, что пошлины становятся меньше год от года относительно любого уровня цен, а акцизы с 2014 года выросли почти втрое, странно ничего не говорить об этом факторе.
В ФАС добавили, что стабилизировать стоимость топлива и снизить давление на нее со стороны мировых цен на нефть позволяет демпфирующий механизм. Его скорректируют с 1 мая 2021 года.
Правительством РФ реализуется последовательная политика по недопущению необоснованного роста цен на моторное топливо, принимаются меры, направленные на сглаживание влияния на внутренние цены колебаний мировых цен и других внешних факторов. Несмотря на низкий уровень оптово-розничной маржи, рост розничных цен на АЗС сопоставим с уровнем инфляции (+2,2%).
Добавим, что ранее ФАС и Минэнерго выпустили совместный приказ об увеличении минимальных величин продаж нефтепродуктов на биржевых торгах по автомобильному бензину с 10% до 11%, по дизельному топливу — с 6% до 7,5% от месячного объема производства.