
Хоть лето близится к финалу, осталось еще, по крайней мере, два месяца – август и сентябрь, когда счастливчики могут вкусить все прелести отпуска у моря. Были бы деньги. Другой вопрос, куда эти деньги уйдут, проклятым буржуинам или курортам Краснодарского края. О том, почему наши граждане вместе с турагентствами не спешат становиться патриотами и о других проблемах отечественной туриндустрии мы говорим по делу с известным оренбургским туроператором Владимиром Гетманом.
Владимир Гетман в программе «Говорим по делу»
Олег Кривенко: — Несмотря на то, что в Турции и стреляли,и переворот устраивали, на желание наших граждан там отдыхать это нисколько не повлияло. В чем причина такой привлекательности?
Владимир Гетман: — Я всегда хвалю турков за их умение продавать. Они большие молодцы в плане организации сервиса, и делают это очень грамотно. Конечно, чтобы понять, как у них получается делать сервис таким дешевым и качественным, нужно вдаваться в подробности финансовой поддержки турбизнеса государством. Но, естественно, что страна, которая не сидит на нефти и газе, вынуждена развивать другие отрасли, в том числе туристическую, ведь грех – не воспользоваться такой огромной береговой линией. Возможно, популярность турецких курортов связана со сложившимися у нас стереотипами. Турция была первой страной, которая открыла свои курорты россиянам еще в 1993 году. Тогда было около 25-30 гостиниц высокого класса, посетить которые могли только очень обеспеченные люди. И восприятие отдыха в Турции, как некоего элитного, дошло до сегодняшних дней. Но, думаю, это не основное. На мой взгляд, главная причина в том, что Турция стала первой страной, давшей русским качественный отдых по доступной цене. Ведь чего люди от отдыха? Короткий перелет, не больше четырех часов, так как многие с детьми и не хотят долго лететь. Развитый сервис. Ребенок захотел поесть, попить, с этим нет никаких проблем. На пляжах всегда есть лежаки, которые не надо выкупать. На первый взгляд мелочи, но из них, как из пазлов, в итоге собирается большая картина качественного отдыха. Поэтому люди предпочитают отдыхать у них.
Олег Кривенко: — Но у нас тоже море есть, а вот как у турецких друзей не получается, что мешает?
Владимир Гетман: — Самая большая российская проблема – это не «дураки и дороги», а низкое качество управленцев. Процент хороших управленцев в туриндустрии настолько мал, что можно считать, что их и нет. А те, что есть, на мой взгляд, не думают о завтрашнем дне. Вся туриндустрия в России, в основном, построена на «здесь и сейчас». У нас за три летних месяца нужно «урвать» как можно больше, а потом просидеть остаток осени, зиму и весну на жировых запасах, чтобы потом опять дать гигантские цены и низкий сервис.
Конечно, есть отели, которые сейчас предоставляют качественный сервис. Я тут без всякой политики скажу огромное спасибо нашему президенту за Имеритинскую бухту. За то, что в этом прекрасном месте не только все отстроили, но здесь действительно создали условия для отдыха с хорошим сервисом за доступные деньги. Так что нашим туроператорам нужно не накручивать огромную маржу, а думать, чем загрузить отели осенью, зимой, весной. Какой сервис там можно организовать.

Олег Кривенко иВладимир Гетман в программе «Говорим по делу»
Олег Кривенко: — Если говорить про сервис и затраты на отдых, можно упомянуть и стоимость перелета и здесь, увы, нам опять нечем похвастаться.
Владимир Гетман: — Сейчас перелет в Сочи туда и обратно 25 тысяч рублей, а если летите втроем, с ребенком, то заплатите 75 тысяч рублей только на перелет. А что в нем будет? Питание убрали, ну, относительно сносное обслуживание в аэропортах. Но платить такую сумму за двухчасовой перелет...А вот рейс в Турцию, куда лететь четыре часа, и во время которого подают обед, стоит 15 тысяч. Поэтому примерно 95 % представителей турбизнеса, которые работают в Оренбурге очень «плачут» по Турции и Египту, а вот российские направления развивать не хотят. Им проще отправить клиента в Турцию, заработать свои полторы-две тысячи рублей в зависимости от пакета, чем уговаривать человека поехать на какой-нибудь наш курорт, переживать за сервис и заработать пятьсот рублей. И пока эта система действует, особого развития внутреннего туризма не будет. Даже если у нас будет развиваться сервис, туристические кластеры, но турагенства не будут их продавать, откуда люди узнают. Придет человек и скажет: «Я хочу отдохнуть, что посоветуете?», что ему ответит менеджер турагентства – «О, Турция, Египет». И мне очень обидно за такую ситуацию, благодаря которой огромные деньги уходят за рубеж.
Олег Кривенко: — Но ведь хороший отдых не ограничивается только морем. У нас у самих, к примеру, есть уникальное Соленое озеро. Впрочем, кроме него в Оренбуржье есть другие привлекательные места для развития внутреннего туризма? Как быть с такой формой отдыха, как маршруты выходного дня?
Владимир Гетман: — У нас есть Ташла, Кувандык. Емкость Кувандыка, как рынка, пока сложно оценить, поскольку здесь туризм событийный, короткий. А вот в Ташле можно много чего сделать. Если говорить о маршрутах выходного дня, то это тот конек внутреннего туристического рынка Оренбуржья, который нужно развивать. Есть определенные факторы, которые этому препятствуют, но я надеюсь, ситуация изменится. Мы сейчас серьезно взаимодействуем с министерством спорта и туризма. Отработали зимний кластер, разрабатываем региональные маршруты, связанные с Ириклинским водохранилищем. Но эта работа нуждается в субсидировании. Я, как туроператор, в одиночку этого не вывезу, у меня нет таких финансовых средств, которые необходимо вложить. Нужен инвестор и поддержка, чтобы выстроить маршрут. А когда маршрут «пойдет», когда люди почувствуют, что в сервисе сделано, что не доделано, когда пойдет то самое «сарафанное радио» будет и результат. Ведь пользуются популярностью туры в Казань, люди готовы ехать восемь часов и довольны. Пять часов едут в Уфу. А вот на Ириклу, на рукотворное море, пока ехать не хотим. Поэтому необходимо развивать инфраструктуру, выстраивать региональный маршрут.
Подвижки в развитии внутреннего туризма есть. Недавно было заседание под руководством вице-губернатора Павла Самсонова, на котором он предложил целый перечень направлений развития внутреннего туризма. В частности, идею о создании детского туроператора. Это классная тема и если она разовьется, то возможно послужит толчком для развития определенных направлений уже во взрослом туризме.
Но, говоря о внутреннем туризме, меня удручает отсутствие мотиваторов для этого, в том числе, рекламных. Например, когда въезжаешь в Казань, то сразу понимаешь где ты, на каждом столбе, на каждой незанятой площади баннер - «Я люблю Казань», «Я хочу жить в Казани», «Я хочу отдыхать в Казани». Даже возле Кремля есть его реклама, хотя, казалось бы, здесь-то уж зачем. Но это огромный внутренний стимулятор. То же самое наблюдаешь в Уфе.
А у нас на свободных рекламных щитах встретишь только объявление об их аренде. Возможно когда-нибудь эта ситуация изменится. Я слышал, что разрабатывается концепция развития рекламного пространства. На мой взгляд, свободные рекламные площади должны быть отданы на пропаганду Оренбуржья, насколько здесь хорошо жить и отдыхать. Размещать фотографии той же Ириклы, Бузулукского бора. Чтобы глядя на эту красоту, у человека, уж простите за сравнение, срабатывал рефлекс как у собаки Павлова. «Я хочу в Бузулукский бор, я столько слышал о нем, столько видел фотографий. Мне надо туда поехать». И этот стимулятор подтолкнет людей в сторону внутреннего туризма. Я очень на это надеюсь.