Сергей Грачев
Президент России Владимир Путин обозначил одну из первоочередных задач государства в необходимости вернуть уважение к профессиям, на которых и держится страна: инженеры, конструкторы, рабочие, фермеры, учителя, врачи. Насколько актуальна проблема возрождения престижа рабочих профессий для нашего региона? Что нужно сделать в этом направлении в Оренбургской области? Об этом говорим по делу с председателем Законодательного Собрания области, председателем правления оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей Сергеем Грачевым.
Сергей Грачев в программе «Говорим по делу»
Сергей Грачев: — Это очень актуальная проблема и она появилась не сегодня. Как только производство стало развиваться, а за последнее десятилетие каждый год мы прибавляли по 7-8 %, то к 2008 году проблема стала настолько острой, что необходимо было принимать серьезные меры. Областной союз промышленников и предпринимателей совместно с министерством образования предложил следующий вариант. Необходимо создать стандарты, то есть набор тех знаний, которыми должен был обладать выпускник.
Эти стандарты должны были в первую очередь задавать сами предприятия, которым необходимы квалифицированные работники, чьи знания соответствуют требованиям конкретного производства. Также необходимо было содействие предприятий в организации производственной практики, которую студенты бы проходили, работая на современном оборудовании. Как оказалось, самым сложным была не реализация перечисленных моментов, а наличие молодых ребят, пришедших в колледжи учиться конкретному делу. Стереотипы последних 15 лет, когда большинство стремилось стать экономистами и юристами, сыграли свою роль. К сожалению, у нас стало много выпускников с дипломами, а вот толковых бухгалтеров и юристов не прибавилось.
Сергей Грачев
Олег Кривенко: — Сергей Иванович, вы затронули еще одну очень серьезную проблему. Проблема выбора профессии более, чем актуальна. По данным социологических исследований, 60% россиян работают не по специальности, а 50% — недовольны своей работой. Какие шаги нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию?
Сергей Грачев: — Сегодня мы пытаемся переломить эту тенденцию. Есть целые программы, которые знакомят школьников с современным производством. Этим занимается ПО «Стрела», АО «Орский машиностроительный завод», АО «МК ОРМЕТО – ЮУМЗ, ОАО «Орскнефтеоргсинтез», «Газпром». Создают целые классы. Например, «Роснефть» в каждой территории, где работает, организует такие образовательные площадки, где занимаются ребята, начиная с 9 класса.
Так что сегодня то, что раньше называлось профориентацией, нужно делать обязательно. Отрадно, что понимание этого есть уже на уровне министерства образования России. Свидетельство тому — заявления нового министра образования Ольги Васильевой о необходимости производственной практики в школах, о том, что к труду надо приучать с детства. Может кто-то в будущем станет столяром, кто-то сварщиком. Уже сейчас ребята должны знать и понимать, что такое рабочая профессия.
Недаром говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Ведь была у нас раньше система: детский сад, школа, училище, институт, завод. Вот когда эта цепочка работает, тогда дети в тот период, когда они начинают уже понимать, что им по душе, могут определиться с выбором. Кто-то станет художником, кто-то — слесарем, кто-то — инженером, а кто-то, может быть, писателем. Профориентация — это главное, чем сегодня надо заниматься.
Сергей Грачев в программе «Говорим по делу»
Сергей Грачев: — Это очень актуальная проблема и она появилась не сегодня. Как только производство стало развиваться, а за последнее десятилетие каждый год мы прибавляли по 7-8 %, то к 2008 году проблема стала настолько острой, что необходимо было принимать серьезные меры. Областной союз промышленников и предпринимателей совместно с министерством образования предложил следующий вариант. Необходимо создать стандарты, то есть набор тех знаний, которыми должен был обладать выпускник.
Эти стандарты должны были в первую очередь задавать сами предприятия, которым необходимы квалифицированные работники, чьи знания соответствуют требованиям конкретного производства. Также необходимо было содействие предприятий в организации производственной практики, которую студенты бы проходили, работая на современном оборудовании. Как оказалось, самым сложным была не реализация перечисленных моментов, а наличие молодых ребят, пришедших в колледжи учиться конкретному делу. Стереотипы последних 15 лет, когда большинство стремилось стать экономистами и юристами, сыграли свою роль. К сожалению, у нас стало много выпускников с дипломами, а вот толковых бухгалтеров и юристов не прибавилось.
Сергей Грачев
Олег Кривенко: — Сергей Иванович, вы затронули еще одну очень серьезную проблему. Проблема выбора профессии более, чем актуальна. По данным социологических исследований, 60% россиян работают не по специальности, а 50% — недовольны своей работой. Какие шаги нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию?
Сергей Грачев: — Сегодня мы пытаемся переломить эту тенденцию. Есть целые программы, которые знакомят школьников с современным производством. Этим занимается ПО «Стрела», АО «Орский машиностроительный завод», АО «МК ОРМЕТО – ЮУМЗ, ОАО «Орскнефтеоргсинтез», «Газпром». Создают целые классы. Например, «Роснефть» в каждой территории, где работает, организует такие образовательные площадки, где занимаются ребята, начиная с 9 класса.
Так что сегодня то, что раньше называлось профориентацией, нужно делать обязательно. Отрадно, что понимание этого есть уже на уровне министерства образования России. Свидетельство тому — заявления нового министра образования Ольги Васильевой о необходимости производственной практики в школах, о том, что к труду надо приучать с детства. Может кто-то в будущем станет столяром, кто-то сварщиком. Уже сейчас ребята должны знать и понимать, что такое рабочая профессия.
Недаром говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Ведь была у нас раньше система: детский сад, школа, училище, институт, завод. Вот когда эта цепочка работает, тогда дети в тот период, когда они начинают уже понимать, что им по душе, могут определиться с выбором. Кто-то станет художником, кто-то — слесарем, кто-то — инженером, а кто-то, может быть, писателем. Профориентация — это главное, чем сегодня надо заниматься.