Дом, в котором жили Иргалиевы
Читайте по теме:
Часть1: Почему оренбуржцы уезжают в Сирию?
Часть2: — Меня удивляет, когда сборище террористов называют ИГ
Часть 4: Солдаты неудачи?
Часть 5: «Что я оставлю внукам?»
Часть1: Почему оренбуржцы уезжают в Сирию?
Часть2: — Меня удивляет, когда сборище террористов называют ИГ
Часть 4: Солдаты неудачи?
Часть 5: «Что я оставлю внукам?»
Почему жители Орска примыкают к террористам, воюющим на стороне Исламского Государства (организация запрещена в России)? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспонденты Урал56.Ру решили найти очевидцев и близких тех, кто не так давно покинул город и отправился в страны Арабского пояса.
Безнадежность?
Покосившийся ветхий дом, который давно не видел капитального ремонта. Барак на несколько семей. В этом жилище в Советском районе Орска до августа 2015 года обитали трое мужчин — отец Сейт-Агзам Иргалиев и два его сына — Сабит и Айтуар. С матерью молодых людей мужчина был разведен, женщина с ними не живет уже несколько лет.

Сабит Иргалиев. Фото: личная страница ВКонтакте
Соседи из нескольких ближайших домов согласились пообщаться с нашей редакцией, но на условиях полной анонимности.
Как оказалось, Иргалиевы не всегда были приверженцами радикального ислама.
— Это началось около года назад, неожиданно. Мы стали замечать, что они отращивают бороды, начали совершать намазы, держать Уразу [мусульманский пост]. Раньше за ними такого отношения к религии мы не замечали. Глава семейства работал на железной дороге. Мать с ними давно не жила, что она есть, что ее нет. После развода уехала в Москву, а мужчина все время с детьми был, присматривал за ними. Вроде, она тоже в ислам подалась, хотя русская.
Соседи считают, что изменения стали происходить весной 2015 года:
— Нам кажется, что это все привез из Москвы один из сыновей, музыкант [речь идет о Сабите, старшем сыне]. Он уехал туда на заработки на полгода. Вернулся прошлой весной, бородатым. У него тогда в социальной сети ВКонтакте появились такие друзья. После того, как они неожиданно пропали, их разыскивали. Но потом пришли полицейские, сказали, что с ними все в порядке, они живы, здоровы, находятся в Турции. Перед отъездом он даже нашего сына уговаривал, но осторожно. Агитировал его не пить, не курить, намаз читать. Он домой пришел, все рассказал.

Сейт-Агзам Иргалиев,
фото: УМВД России по городу Орску
фото: УМВД России по городу Орску
Жители улицы рассказали, что хоть Иргалиевы пропали и внезапно, но до этого Сейт-Агзам сообщал разные версии своего предстоящего отъезда. Одна из них — длительное лечение в Челябинске.
— Они были самыми обычными людьми. Мужчина всю жизнь на железной дороге проработал, а на пенсии, видимо, терять стало нечего. Ему, наверное, пообещали золотые горы, вот и уехал. Мы считаем, что когда семьи дружные, крепкие, такого не происходит. А у него, видимо, что-то пошло не так, все развалилось, дети выросли, вот он и подался... И сыновей взял. Ему стало нечего терять. А ведь у него родственников много — четыре брата и две сестры. Но у них все хорошо, никто больше никуда не поехал. Они все нормальные, все работают. Очень страшно. Их же сейчас там подготовят, а потом они вернутся. Или, наоборот, уже никогда не вернутся домой. А ведь сыновья у него очень хорошие, один из них замечательно поет. Но, наверное, захотелось им мир увидеть, все посмотреть, – сетуют соседи.
Очевидцы рассказали, что не видели Иргалиевых с августа 2015 года.
Музыка перестала быть значимой
В редакцию Урал56.Ру обратился молодой мужчина, который, по его словам, был хорошо знаком с Сабитом Иргалиевым.
— Увидел у вас на сайте статью про ИГИЛ. Мой друг туда попал. Я слышал это раньше, но только как слухи. Позвонил знакомым, подтвердили, сказали, что ему «промыли мозги». У меня в голове не укладывается. Сабита никто и никогда не мог убедить в чем-либо. Человек, который полжизни писал реп, совершенно изменился. Музыка для него перестала что-то значить, – рассказал орчанин.
Жизнь в общежитии
Общежитие на улице Перегонной
Одно из общежитий на улице Перегонной указано как последний адрес, где проживала Мирамгуль Асанова с двумя маленькими детьми, двух и четырех лет. Перед отъездом многим она говорила, что везет сына на лечение за границу.
Неприметную девушку в платке соседи, которые встретились корреспондентам Урал56.Ру, не признали. Однако они рассказали, что буквально несколько дней назад в их дом приходили две женщины неславянской внешности и искали похожую девушку, показывая фотографию. Связаны ли приходившие с Асановой, нам установить не удалось.
Отметим, что само общежитие также оставило весьма гнетущее ощущение, как и обветшавший дом семьи Иргалиевых.
Только ли безысходность?
В приграничном Актюбинске, по словам местных жителей, ситуация с вербовкой в ИГИЛ выглядит намного серьезнее, чем в Восточном Оренбуржье.
— Там все еще хуже. Там таких много. Они в открытую людей агитируют. Много молодых ребят, которые ходят в укороченных штанах, с бородами, не пьют, не курят, все ездят на очень дорогих иномарках. А во время намаза к мечети невозможно подъехать, столько автомобилей, – рассказывают орчане.
Продолжение следует.