
Наводнение 1942 года. Вид на улицу Советскую. Слева - кинотеатр «Октябрь» (тогда в нем располагался городской драмтеатр). Фото из фондов Орского краеведческого музея.
Урал56.Ру продолжает публикацию документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Как и всегда по пятницам мы полистаем одну из старых папок. Сегодня настала очередь той, в которой хранятся официальные бумаги, датированные январем 1943 года.
Тяжелое испытание для страны
Это было тяжелое, страшное для страны время… Но именно тогда наступил долгожданный перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Враги, которые до сих пор неудержимо рвались на восток, нанося Красной Армии поражение за поражением, уперлись в Сталинград… И потеряли силы идти дальше.
Они попали в громадный «котел». В самом конце месяца фельдмаршал Паулюс вместе с 24 генералами сдался в плен… В январе же была прорвана блокада Ленинграда, отвоеван Ставрополь. У советских людей появилась надежда на победу.
Ну, а в тыловой Орск ползли эшелоны с ранеными и эвакуированными. Взрослые работали на износ, дети голодали. Местные власти решали бытовые вопросы: как всех разместить, как накормить, как согреть в морозы… И что делать, если враг доберется-таки до Урала.
«По закону военного времени»
В январе 43-го горсовет принял сразу несколько решений: «О мероприятиях по противопожарной защите города и местной противовоздушной обороне», «Об организации групп самозащиты» и так далее.
Руководство Орска готовилось отражать авианалеты врага
Местные власти готовились к тому, что вражеские бомбардировщики начнут засыпать город бомбами и зажигательными снарядами. Нужно было подготовить людей, которые станут тушить пожары… Как пел Высоцкий, заставший войну ребенком: «Да не все то, что сверху, от Бога - И народ зажигалки тушил. И, как малая фронту подмога, Мой песок и дырявый кувшин…»
Группы самозащиты и должны были заниматься тушением в случаях авианалетов.
— Пересмотреть и доукомплектовать группы самозащиты на предприятиях, учреждениях, организациях и жилых домах Орска из расчета одна группа на 100-300 рабочих и служащих и одна группа на 200-500 человек жильцов. К участию в группах самозащиты в обязательном порядке привлекать граждан обоего пола: мужчин от 16 до 60 лет, женщин от 16 до 55 лет.
Решение горсовета №19 от 20 января 1943 года
Тут же уточнялось: от этой нагрузки освобождаются инвалиды, беременные женщины за 35 дней до родов и родившие на 28 дней после родов. Те граждане, которые попытаются уклониться от выполнения своего долга, должны наказываться 100-рублевым штрафом или месяцем принудительных работ.
В другом решении, принятом в тот же день, указывается, что руководству предприятий (а в жилых домах – коммунальщикам) необходимо очистить чердаки, лестничные клетки, открыть выходы на крыши, промазать огнезащитным раствором стропила, а также оставить на чердаках инвентарь: ведра для воды, ящик с песком, багры, ломы и щипцы для тушения зажигательных бомб.
В конце документа – грозное предупреждение: «В случае особо злостного нарушения настоящего решения виновные привлекаются к ответственности по закону военного времени».
«Для ослабленных детей»
В военные годы численность Орска увеличилась многократно – в основном за счет эвакуированных людей. Целыми эшелонами в тыл везли людей с прифронтовых территорий. Они проводили в дороге, в жуткой антисанитарии, многие недели, а то и месяцы. Понятно, что в таких условиях заводились вши, которые разносили страшные болезни. Чтобы уберечь народ от эпидемий, власти вынуждены были принимать жесткие меры.
Порядок был установлен простой, но строгий: прибыл в город – ступай в баню, а одежду сдавай в дезкамеру на «прожарку». После этих процедур получишь справку, и уже с нею можешь вселяться в квартиру. Нарушишь порядок – штраф до 100 рублей.
Вернулся из командировки - посети баню
Стоит отметить, что правилам этим подчинялись не только эвакуированные: даже те, кто отправился в командировку, попадали под контроль, и следила за порядком в этой сфере милиция.
Беспокоило горсовет и здоровье детей, которых в городе оказалось очень много.
Врачей, которые следили бы за их здоровьем, не хватало катастрофически. Поэтому чиновники велели горздраву набрать кадры, исходя из нормативов: 1 участковый педиатр с двумя медсестрами должен приходиться на 3 тысячи детей. А в поселках Локомотив, ВЭС и Соцгород, где система медобслуживания была раздельной (дети до 3 лет и старше 3 лет наблюдались у разных специалистов), нормы оказались другими: один врач на 1200 младенцев и один врач на 5 тысяч детей 3-14 лет.
1944 год. 15-летний В. Елесин - рабочий завода тяжелого машиностроения (сейчас ЮУМЗ). Фото из фондов Орского краеведческого музея
Но отсутствие качественного медобслуживания было не самой большой проблемой – дети попросту недоедали.
— Возбудить ходатайство перед облисполкомом… Об организации в Орске детской столовой усиленного и диетического питания для ослабленных детей на 2500 человек… В первую очередь направлять в столовую детей эвакуированных семей и детей фронтовиков.
Решение № 12 от 18 января 1943 года
Этим же решением было предписано во всех детучреждениях ввести в рацион питания витамин С «в виде настоя шиповника».
Транспортный вопрос
В 1943 году партийные функционеры Ворошиловского (самого крупного) района Орска ездили на шикарной по тем временам машине – легендарной «эмке». Вот так она выглядела, кстати:
ГАЗ М-1, или просто «эмка»
Но ездили партийцы на престижном авто недолго: автомобиль понадобился армии. Что ж, все для фронта!
Поездить на автомобиле удалось меньше 2 месяцев
А в Орске тогда преобладал гужевой транспорт, да и его не хватало – приходилось использовать частных лошадок.
— …Мобилизовать для дровозаготовок в порядке гужповинности транспорт частного сектора поселков Джанаталап, Кинсай и 12 километр сроком на 2 месяца. В связи с тем, то владельцы лошадей в большинстве своем являются женщинами, не подлежащими мобилизации по трудповинности, обязать зав. Гортопом и зав. Горкомхозом принять мобилизованных лошадей, упряжь и санки и обеспечить необходимый уход… Возложить на них ответственность за сбережение мобилизованного тягла и сбруи.
Решение горсовета № 16 от 25 января 1943 года
Помощь вдовам и многодетным семьям
Конечно, рассматривались горсоветом и многочисленные заявления об оказании адресной помощи. Так, например, вдове погибшего партизана выделили 800 рублей. Но что можно было купить на эти деньги в условиях тотального дефицита? И начальнику горторга велели «оказать помощь в приобретении овощей, одежды и обуви».
Семью героя не оставили в беде
Не забыли и о многодетных семьях. Правда, под многодетностью тогда понималось не то, что сейчас: пособие полагалось тем, кто воспитывает 7-8 детей, причем начислялось оно лишь на младшего, грудного.
Даже малое пособие - большая помощь для тех, кому в условиях тотального голода нужно кормить 7 детей
Из Орска в Медногорск – на лыжах
И все же, несмотря на то, что шла война, в городе находилось место и искусству, и спорту. Так, в январе 1943-го в Орске была сформирована команда из 10 лучших лыжников, для которых было специально изготовлено 10 лыжных костюмов и 10 пар валенок.
Война-войной, а спортивную честь города отстоять надо
Они, как и прибывшие ранее спортсмены Новоорского и Домбаровского районов, отправились в Медногорск для участия в областной эстафете, посвященой 25-летию образования Красной Армии.
Чтобы спортсмены добрались до Медногорска, город выделил пару лошадей «с выездом». Вероятно, сами спортсмены проделали 80-километровый путь своим ходом.
А это человек, подписывавший все просмотренные нами сегодня документы: председатель горисполкома К.А. Милованов. До Орска он руководил исполкомом Чкаловского областного Совета, позже избирался депутатом Верховного Совета СССР. Фото журнала «Огонек» 1938 года
Для участия в соревнованиях и подготовки к ним людям даже позволили на 10 дней пропустить работу с сохранением среднего заработка.
На этом экскурсию в январь 1943 года мы закончим. Но ровно через неделю вернемся к теме и узнаем, чем Орск жил в другую, тоже далекую от нас эпоху...
Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Ларису Кожухову, а также научного сотрудника Орского краеведческого музея Александра Фаварисова.