
Демонстрация бывших беспризорников. Москва, 1925. Фото из фондов Государственного центрального музея современной истории России
Неделю назад мы рассказывали, как орские власти вылавливали на городских улицах беспризорников – или, выражаясь терминами того времени, «производили съемку ребят с улицы». В 1934 году детей отправляли в пригород – поселок Ново-Орск. Там находился детский дом. А к 1938 году такое же заведение имелось и в самом Орске. Но, судя по всему, жизнь в нем оказалась для воспитанников очень несладкой...
Обучение беспризорника сапожному делу. Москва, 1926. Фото из фондов Государственного центрального музея современной истории России
Располагался орский детдом в самом центре Старого города – в начале улицы Урицкого, рядом с парком Малишевского (который прежде, до революции, назывался Михайло-Архангельской площадью, так как там находился собор во имя Архангела Михаила).
Известно, что в детдоме работали 11 человек – директор, 4 воспитательницы, 3 няни, 2 кухарки и прачка (штатное расписание сохранилось в фондах Орского филиала Оренбургского государственного архива).
Кормление детей в детдоме. Поволжье, 1921. Фото из фондов Государственного центрального музея современной истории России
Сохранились и документы, которые красноречиво рассказывают об условиях существования детей в этом заведении. Их местные власти отправили в областной центр:
— Президиум Орского городского Совета обращает внимание… на безобразное положение дел Орского детского дома… В нормальный детдом попали ребята, которые имеют по 2 судимости, по 5 приводов, которые своим поведением разлагают детскую массу… Часть ребят ходит без рубах в зимней одежде, детских штанов нет, простыней нет ни на одной кровати, подушек и одеял не хватает. Коек не хватает, ребята спят прямо на полу… Несвоевременное финансирование… привело к нарушению нормального питания и даже к срыву ужинов… У руководства детдома по-прежнему остается К., который пьянствует, воспитателей в детдоме не хватает. Состояние… не может быть терпимо, требует срочного оперативного вмешательства.
Описав ужасы, творящиеся в учреждении, орские власти потребовали принять меры: во-первых, закупить все необходимое (койки, одеяла, одежду с обувью); во-вторых, в дальнейшем не допускать срывов финансирования (чтобы дети не оставались без ужинов); в-третьих, отправить детей с криминальными наклонностями в детскую трудовую колонию; в-четвертых, снять с руководства пьющего директора и поставить кого-то более достойного.
Письмо «в область»
В Оренбурге этот крик души был услышан. В ноябре того же года облисполком (исполнительный комитет областного Совета депутатов – аналог нынешнего Правительства области) направил в Облоно (обласной отдел народного образования – сейчас это региональное Министерство образования) бумагу с требованием исправить ситуацию. Составлен документ был довольно жестко:
— Тов. Ильину. Облисполком обязывает Вас немедленно оказать конкретную помощь детдому в финансировании, обеспечении бельем, пересмотреть руководство детдома, послать инспектора для оказания помощи в налаживании учебно-воспитательной работы. О проделанной работе сообщите Облисполкому.
Оренбургские чиновники отреагировали на сигнал
Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.
