
— Это лишний раз подтверждает тот факт, что Москва в то время активно поддерживала самые разнообразные связи с отдаленными губерниями и следила за всякой экзотикой типа данного молока Зебу, которое поставлялось, очевидно, особым гурманам, — пишет Телеграм-канал.
Загадочный Август Фокеродт
Он прожил в Оренбурге около 40 лет, был одним из учредителей «Товарищества паровой лесопилки», а также создателем своеобразного стандарта булочного и колбасного производства. Блогер Анастасия Шипилова в своем «Живом Журнале» рассказала, чем же известен купец второй гильдии Август Фокеродт.
Молоко сохранилось до наших дней
Заграничный опыт помог ему за три-четыре года расширить производство и предложить оренбуржцам ассортимент, сделавший его «фешенебельным булочником». Ассортимент и качество стали визитной карточкой Августа Фокеродта.
К Пасхе года булочная на Николаевской предлагала покупателям сахарные яйца, баумкухены, зандторты, полешки, куличи, кексы, мазурки, венские бисквиты, различные пироги, конфеты, марципаны, печенье. В колбасной Фокеродта производились окорока, различные колбасы, в том числе с трюфелями, мозайковые, матротельные, копченые индейки, гуси, поросята и сыры. Особым предложением «для степных путешествий» стали мясные консервы собственного изготовления в жестяных банках. Повседневный выбор булок и печеного хлеба (а просто хлебом тогда называли зерно) предполагал не только разный вкус, но и кошелек. По праву булочная Фокеродта слыла в Оренбурге лучшей и первой.
Санитарное состояние булочных и кондитерских в Оренбурге не всегда соответствовало нормам. Зачастую при осмотре небольших, окраинных булочных в тесте обнаруживались мухи, мусор, условия производства оставляли желать лучшего. Достаточно сказать, что пол в таких пекарнях был земляной. Однако в немецкой булочной все было не так.
Август Фокеродт педантично следил за чистотой в своем заведении. В 1895 году он стал объектом насмешек, вернее, непонимания коллег по цеху. В городе ввели новые санитарные правила. Фокеродт, заботясь о качестве товаров и репутации своего заведения, подверг повторному санитарному осмотру окорока, ветчину и колбасы. После осмотра на продукции Фокеродта появилась вторая «пломба» качества, прочие «колбасники» от визита санитарного врача оказались.
Цены на печеный хлеб менялись год от года, но регулировались государством. В газетах регулярно печаталась такса, по которой булочники торговали своей продукцией. В октябре 1899 года, к примеру, французский хлеб из крупчатой муки высшего сорта весом в ¾ фунта (300 граммов) стоил 5 копеек, 200 граммов — 3 копейки, 100 граммов — 2 копейки. Обыкновенный хлеб из муки 1-го сорта весом 1 фунт (400 граммов) продавался за 5 копеек, 200 граммов — 2½ копейки; калачи в 1 фунт — 4 копейки. Конечная стоимость выпекаемого хлеба беспокоила городских булочников.
Дом на века
В доме часть помещений сдавалась в аренду. Николаевская, главная улица города, привлекала не только торговцев разными товарами, на ней располагались различные «казенные» и питейные учреждения, гостиницы. Прибывший в 1878 году в Оренбург фотограф Карл Фишер остановился у Фокеродта и в пристройке на втором этаже оборудовал фотоателье.
Такая фотография сохранилась до наших дней
«Обгорели стены, потолки и полы галереи и уничтожены все принадлежности фотографии. Негативы, накопленные еще К.А. Фишером и пополненные г. Балашевым (до 15 000 стекол), также попорчены. Убытка заявлено на 10 000 рублей».
О судьбе семьи Фокеродта точных сведений не найдено. Известно лишь то, что в 30 августа 1896 года после болезни скончалась супруга Августа Фокеродта Фанни Федоровна. Август Данилович Фокеродт скончался 22 января (по старому стилю) 1907 года, похоронен на лютеранском участке городского христианского кладбища Оренбурга. Точное расположение его могилы неизвестно.