
«Не видал беды – поезжай в Бреды»
В 1930 году завершилось строительство железной дороги «Карталы-Орск». Это была ветка, по которой из Уральской области (существовала в 1923-1934 годах, объединяла бывшие Пермскую, Екатеринбургскую, Челябинскую и Тюменскую губернии) в наш город везли каменный уголь. Зачем он был нужен, объяснять, наверное, не требуется: здесь как раз создавался крупный промышленный узел, и будущим заводам необходимо было топливо.
1929 год, строительство вокзала на станции Бреды (фото Петра Максимова из группы «Железнодорожная станция Айдырля» в соцсети «Одноклассники»).
Новую железную дорогу разбили на так называемые «дистанции». К Орску примыкала 15-я дистанция с управлением, располагавшимся при станции Айдырля (сейчас это поселок Красноярский Кваркенского района). В 1943 году «столица» 15-й дистанции была перенесена в поселок Бреды (теперь он находится в Челябинской области).
Пути, относящиеся к 15-й дистанции, тянулись от станции Гогино (в Челябинской области) до разъезда Мусогатского (располагался он неподалеку от старого военного редута в 17 километрах от поселка Ново-Орска).
Старые железнодорожники рассказывают, что именно у этой дистанции всегда была репутация самой проблемной на всем Южном Урале: она была открыта всем ветрам, а обильные снегопады то и дело нарушали регулярное движение поездов. Ходила даже такая профессиональная (корпоративная, как сейчас принято называть) поговорка: «Кто не видал беды, поезжай в Бреды». Мол, приедешь – а тут уж насмотришься…
Кстати, название «Бреды» произошло не от «брести» и не от «бред». Оренбургские казаки, вообще любившие привозить звучные названия из военных походов (так в наших краях появились, например, Париж и Севастополь), позаимствовали и название голландского города Бреда, где станичники наголову разбили французов в 1813 году.
Оперативный штаб создан!
Так вот: в сильные метели дорогу, которая была жизненно важной для орских предприятий, переметало. Иногда заносы были такими, что своими силами железнодорожники ликвидировать их не могли, и тогда на помощь приходили местные власти. Осенью 1939 Орский горсовет принял официальное решение, в котором установил порядок этого взаимодействия.
Последствия бурана на железной дороге под Орском (фото Петра Максимова из группы «Железнодорожная станция Айдырля» в соцсети «Одноклассники»).
Во-первых, создать при горсовете оперативный штаб «по борьбе со снежной стихией и весенними водами» (согласитесь, поэтичное название – умели чиновники в прежние времена выражаться красиво!). В него вошли заместитель председателя горсовета товарищ Соловьев, начальник 15-й дистанции товарищ Голубев и начальник городского отдела рабоче-крестьянской милиции товарищ Саляев.
Документ, составленный осенью 1939-го
Во-вторых, сформировать рабочие бригады, которые были бы готовы в любой момент прийти паровозу на выручку:
«Красный Восток» и «Память Ильича»
К этому распоряжению прилагался перечень 11 колхозов с разнарядкой: сколько людей и лошадей должен выделить в распоряжение железнодорожников каждый из них. Всего вышло 225 пеших работников и 71 конный.
Перечень орских колхозов
Что же это были за колхозы? Мы поискали в документах и обнаружили, что располагались они в следующих населенных пунктах, теперь входящих в разные муниципальные образования:
-
«Победа» - поселок Кумак Новоорского района;
-
«Путь к социализму» - село Адрианополь Кваркенского района;
-
«Память Ильича» - село Банное Гайского района;
-
«Ленинский путь» - село Хабарное в составе Новотроицка;
-
«12 декабря» - город (тогда – только село) Новотроицк;
-
«Ора» - поселок Ора в составе Орска;
-
«Чапаева» - поселок Новоказачий в составе Орска;
-
«Жана-Тан» - поселок Тукай в составе Орска;
-
«Красный Восток» - поселок Новый Кумак в составе Орска;
-
«9 января» - поселок Уральск Новоорского района;
-
«Ворошилова» - поселок Орловка (был затоплен и сейчас находится на дне Ириклинского водохранилища).
Окультурить крестьян до уровня рабочих
Интересно, что «рабгужсилу», то есть людей и лошадей, колхозы были обязаны предоставлять железнодорожникам, тут их мнения никто особенно не спрашивал (может, поэтому в состав штаба и вошел начальник милиции?), но отношения требовалось скрепить договорами, которые, очевидно, предусматривали какую-то оплату этого труда.
Расчистка железнодорожных путей (фото Петра Максимова из группы «Железнодорожная станция Айдырля» в соцсети «Одноклассники»).
При этом железнодорожники обязаны были не только предоставлять привлеченным работникам жилье и еду, но и организовывать их досуг, параллельно подтягивая культурный уровень крестьян к уровню рабочих:
Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.