
Сегодня православные христиане отмечают самый главный праздник церковного года – Светлое Христово Воскресение, или Пасху. И в этот день мы решили выпустить особую «старость». Она будет посвящена истории самого старого (из ныне существующих) орского храма – храма Покрова Пресвятой Богородицы. Возвели его 112 лет назад…
Монастырь строили всем миром: и казаки, и купцы, и мещане
Покровский женский монастырь Орска был основан (не официально, но фактически) в 1885 году. 12 девиц, то есть незамужних женщин разного возраста, организовали религиозную общину: они поселились в деревянном доме в Ташкентской слободе, который им пожертвовал купец Василий Артеменко. Чтобы будущей обители было, на что существовать, православные орчане пожертвовали общине и другое имущество: казаки поселка Кумак – 47 десятин земли; купцы и мещане города – полторы тысячи рублей… Девицы молились, посещали службы в городских храмах, жили по правилам, приближенным к монастырским.
Тогда же, в 1885 году, они обратились к епископу Оренбургскому и Уральскому Вениамину с прошением создать в Орске женский монастырь, но их просьба была удовлетворена Синодом лишь 25 октября 1888 года, и то частично: была официально узаконена православная женская община в честь Покрова Божией Матери. Два года спустя на освященном епископом месте (том, где теперь находится база ОМОНа) был построен деревянный храм Святой мученицы Параскевы – он сгорел в 1916 году.
В 1894 году Орская городская управа выделила общине землю на окраине города. Было у этой земли собственное название: «Пустошь Оричная». Вот как она описывается в документах того времени (цитата по книге «Православные храмы Орска»:
Лишь в сентябре 1898 года община была наконец преобразована в женский Покровский монастырь. А 10 лет спустя, в 1908 году, был построен и торжественно освящен каменный монастырский храм – тот самый, что и сейчас называется Покровским.
Покровский храм в 1910 году. Фото из книги «Православные храмы Орска», автор – Сергей Носков
На территории монастыря в 1915 году были расположены: два храма, деревянный и каменный, сестринский корпус (общежитие), трапезная (столовая), просвирня (пекарня), рукодельня (здание, в котором монахини и послушницы вышивали священнические облачения, хоругви и т.д.), церковно-приходская школа (в ней учились дети из небогатых семей). За оградой находились дома священника и диакона. В монастыре жили 33 монахини и 85 послушниц. Должность настоятельницы занимала игуменья Евлампия (Васильева).
Настоятельница монастыря игуменья Евлампия. Фото из книги «Православные храмы Орска», автор – Сергей Носков
Кстати, она в молодости была сестрой милосердия на Турецкой войне, и за множество спасенных жизней была награждена темно-бронзовой медалью «В память Турецкой войны 1877-1878 гг.».
Вместо иконостаса – киноэкран
После революции монастырь действовал еще 9 лет. Поначалу Советская власть относилась к монахиням, вроде бы, лояльно, хотя предчувствие будущих гонений уже витало в воздухе. Очевидно, в народе тогда бродили слухи о скором закрытии обители: мол, разгонят сестер, а строения, которые возводились всем городом, отдадут красноармейцам… Но городские власти эти предположения с негодованием отметали и даже высмеивали в городской газете.
Газетная заметка 102-летней давности
23 августа 1918 года в «Известиях Орскаго Совета Рабочих, Крестьянских и Казачьих Депутатов» была опубликована заметка «Голос хлебороба». Вот что в ней говорилось:
А советское руководство города эти «беспочвенные слухи» развеивало, в том числе и через газету: врут все беляки, стоит себе монастырь, никто его не трогает, даже простому хлеборобу смешно такое слушать…
Потом, конечно, тронули – в 1925 году. Все случилось так, как и описывал в газете Хлебороб: монахинь разогнали, многие из них перебрались в частные дома Старого города, к верующим орчанам, и продолжали соблюдать монашеские обеты до самой смерти. А в кельи, и правда, заселили бойцов 45-го дважды краснознаменного Орского кавалерийского полка. Сестринский корпус превратился в казарму, трапезная – в столовую, монастырская площадь – в плац.
Так здание выглядело вскоре после передачи его православной общине в 1990-х. Фото сайта «Историческая страница Орска»
А Покровский храм военное руководство приспособило под клуб.
В клубе «Паруса». Фото Олега Терентьева из группы военнослужащих части в соцсети «Одноклассники»
Сначала его и не перестраивали, лишь сорвали купола с крестами. А потом (уже в 1959 году, когда кавалеристов сменили бойцы ПВО из части «Парус») провели существенную реконструкцию: верхние ярусы колокольни и барабаны (башенки, на которые водружаются купола) разобрали так, чтобы все здание было по высоте одного уровня, и покрыли все это единой кровлей; роспись с библейскими сюжетами со стен сбили; в центральном зале установили 176 зрительских кресел, на месте иконостаса разместили киноэкран; на амвоне (возвышение перед иконостасом) соорудили сцену, а в самом алтаре – радиоузел и что-то вроде костюмерной. В притворе колокольни, где сейчас располагается иконная лавка, оборудовали библиотеку.
Солдаты возле здания клуба. Фото Олега Недобежкина из группы военнослужащих части в соцсети «Одноклассники»
Восстановление храма
В 1993 году в/ч 89441, то есть «Парус», была расформирована. Территория, когда-то принадлежавшая Покровскому монастырю, лишилась хозяина. И верующие орчане обратились к местным властям с просьбой вернуть ее. В городском архиве сохранилось такое письмо от 22 марта 1993 года:
Третьим претендентом стало министерство внутренних дел. В начале 90-х, чтобы успешно бороться с организованной преступностью, в Орске потребовалось создать специальное подразделение – отряд милиции особого назначения. Вот омоновцы-то, вслед за кавалеристами и ПВО-шниками, и заняли в декабре 1993 года бывшую монастырскую территорию. На ней был основан так называемый «милицейский городок» – сейчас там, помимо ОМОНа, находится и база ППС.
Кадеты из орской школы №53 занимаются в спортгородке на базе ОМОНа. На заднем плане – Покровский храм. Фото с сайта школы
Но, взяв бывшую армейскую территорию, клуба милиционеры не приняли. Да и зачем он им? ДК в городе предостаточно, а содержать и постоянно ремонтировать старое здание – удовольствие недешевое… В общем, здание храма и дом игуменьи были переданы православным.
К тому времени эти строения пришли в ужасное состояние. Вот как это описывается на сайте нынешнего Покровского храма:
В 1999 на восстановленные барабаны установили пять малых куполов, а в 2002 – центральный, весом 13,5 тонн.
Установка центрального купола. Фото из книги «Православные храмы Орска», автор – Сергей Носков
Ну, а к осени 2004 года на колокольню подняли 8 колоколов, отлитых на Каменск-Уральском заводе – и они стали созывать верующих на молитву. Звон этих колоколов будет раздаваться и сегодня – в праздник Воскресения Христова.
