
В одной из предыдущих «старостей» мы уже рассказывали, как в 30-х годах орские колхозники добывали в здешних степях пушнину: зайца, лису, и даже «королевского зверя» – горностая. Но охота велась и на более мелкую (и куда менее ценную) дичь – сусликов, хомяков и тушканчиков. Выгода в этом случае была двойной: крошечные шкурки шли на пошив одежды, а хлебные поля освобождались от вредителей. В этой охоте участвовали даже городские дети.
30-е годы, орский охотник В. Пелагеин с добычей. Фото ОКМ
Последний писк моды: шуба из тушканчиков
В марте 1936 года Орский городской Совет распорядился провести на колхозных полях массовый лов грызунов-вредителей. Требовалось добыть 50 тысяч сусликов, 3 тысячи хомяков и 1,5 тысячи тушканчиков. Все это зверьки мелкие и внешне неказистые, только ради шкуры их добывать вряд ли стали бы, но тут власти решили убить двух зайцев разом: и зерно от вредителей уберечь, и трудящихся приодеть, раз уж мех, какой-никакой, добыт.
Разнарядка по колхозам Орского района
Изначально предполагалось добыть и 250 водяных крыс (то есть ондатр, которые тоже вредят полям, расположенным возле водоемов), но потом их почему-то вычеркнули из плана красной ручкой. Пронесло.
Чтобы вылавливать на засеянных полях сусликов, были созданы специальные бригады. Каждый колхоз отрядил на этот промысел по 15 человек.
Хочешь новую парту – налови в поле сусликов!
Была ли ловля сусликов занятием престижным? Вероятно, да. Дело в том, что в колхозах денег не платили: вышел на работу – учетчик записывает тебе трудодень. Когда урожай соберут, будут делить его меж колхозников соответственно записям: чем больше работал – тем больше получил. Охотники за грызунами свои трудодни получали так же, как и те, кто занимался тяжелым физическим трудом: пахал, сеял, корчевал пни, убирал за скотиной. Но у них была возможность и заработать на этом живые деньги. А еще – получить доступ, хоть и очень ограниченный, к дефицитным товарам, которых просто так в магазине было не купить – даже и за деньги.

То самое распоряжение о борьбе с грызунами-вредителями
Поскольку работа была физически несложной, к ней городские власти решили привлечь детей. Сейчас, когда школьников даже полы в классах мыть не заставляют, это может шокировать: как так, заставлять ребенка умерщвлять беззащитную зверушку?! Но 85 лет назад это воспринималось спокойно: другие времена, другие нравы.
1934 год, пионерлагерь под Орском. Фото ОКМ
Защищая колхозный урожай от истребления, дети зарабатывали деньги и для школы (как мы уже рассказывали, условия для обучения в те времена были не особенно комфортными: парт не хватало, а вместо классных досок использовались изъятые из церквей иконы), и себе на карманные расходы.
Облава на волков по-стахановски
Но, помимо вредителей мелких, были еще и крупные – и, к тому же, очень опасные. Речь идет о волках.
Сейчас их в наших степях не очень много, но в те времена, до прокладки асфальтовых дорог и поднятия целины, эти сильные и умные хищники были для местных жителей настоящим наказанием. Волки резали скот на пастбищах, проникали в деревни и опустошали колхозные сараи; да и простое путешествие от села до села из-за них могло быть смертельно опасным.
1936 год, парк ТЭЦ. Фото ОКМ
Поэтому в феврале 1936 Орский горсовет решил начать работу по истреблению волков. Велось оно, понятно, «по-стахановски». Тогда иначе ничего не делалось.

Распоряжение о «стахановской» облаве. Почему-то уголок с подписями кандидатов в члены президиума аккуратно оборван. То ли срочно потребовался клочок чистой бумаги (она тогда была в большом дефиците – официальные документы порой печатались на обоях), то ли там оказались фамилии, которые требовалось поскорее забыть – надвигалось время Большого Террора
Неизвестно, оказалась ли эта «стахановская облава» успешной – никаких документов с точными цифрами в архиве отыскать не удалось. Но, похоже, многим животным удалось-таки уйти от охотников: уже в мае горсовет принял новое решение. Каждое село должно было выделить человека (или даже не одного), который занимался бы отстрелом волков на постоянной, профессиональной основе.

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.