Цены на стройматериалы в России не просто выросли за последние несколько месяцев – они буквально взлетели. К нам в редакцию обратился житель Орска, который затеял было ремонт своего дома, ободрал стены до голого кирпича – и вдруг вышло так, что вернуть жилищу нормальное состояние он уже не сможет, поскольку товары в строительных магазинах подорожали в 3, а то и в 5 раз! И таких историй очень много. В еще худшем положении оказались профессиональные строители – многие из них просто не в состоянии выполнить работы по ранее заключенным договорам… Что же произошло с ценами и как их повышение отразится на жизни каждого из нас? Об этом корреспондент Урал56.Ру побеседовал опытным строителем, руководителем одной из крупнейших строительных компаний Орска, депутатом городского Совета Курмамбаем Кумакбаевым.
Урал56.Ру: – Курмамбай Курманаевич, вы давно уже работаете в этой сфере, и с коллегами-строителями общаетесь, существует же какое-то профессиональное сообщество, наверняка в своем кругу обсуждаете тему подорожания стройматериалов… Как думаете, что происходит? Почему цены так выросли?
Курмамбай Кумакбаев: – Я могу сказать, что стало причиной взлета цен. Началось все в феврале, когда резко подорожал металл. Цены тогда прямо взлетели! Там была очевидная причина: наш, российский, металл пошел на экспорт. Дело вот в чем… В Китае вступили в силу новые правила в сфере экологии. Ну, это их правительство правильно сделало, я бывал в Китае, там жуткая экология, загазованность такая… В общем, они решили, что надо с этим заканчивать, и ввели новые стандарты. И загрязнителям, а это в первую очередь металлурги, пришлось модернизировать производство. И сразу 40% китайских металлургических предприятий встало на реконструкцию. Ну, китайскому рынку и оставшихся 60% хватает, а те страны, которые раньше китайский металл закупали, стали искать, чем его заменить. И получилось, что удобней всего российским. Если мы посмотрим данные наших предприятий, которые в нашем регионе работают, увидим, что металл пошел на экспорт – в Казахстан. Ну, и соответственно, на внутренний, российский, рынок стало меньше продукции поступать. И она подскочила в цене. Если мы в 2020 закупали профлист по 415 рублей за квадратный метр, то теперь – уже по 1100 рублей. Прокат, сайдинг – все подорожало больше, чем в 2 раза. Это очень плохо для нас, строителей, но это хотя бы объяснимо. Есть законы рынка, они вот так сработали, что же делать… Но есть вещи совсем непонятные.
Урал56.Ру: – Например?
Курмамбай Кумакбаев: – Например, трудно понять, почему подорожал кирпич. Его, вроде бы, за границей не начали скупать так уж активно, а цена взлетела на 50%. Керамзитоблоки подорожали на 86%. Почему? У меня нет объяснения. Вот, пластмассы подорожали резко – их мы всегда закупали в Татарстане, может, там есть какие-то импортные материалы, разные могут быть причины… Но бетон? У нас в Новотроицке 2 цементных завода, работают на местном сырье – а бетон дорожает на 46%. Битум мы всегда закупали в Орске, на нашем нефтеперерабатывающем – он дорожает на 43%. А что происходит с песком, гравием? Песок – плюс 40%, щебень – плюс 74%. При том, что у нас в городе два щебзавода, и работают они на сырье, которое тут же, буквально у нас на глазах, добывают. Ну, и лес, конечно. В конце прошлого года кубометр бруса и досок мы покупали за 8 тысяч рублей, сейчас – за 19 тысяч! Тут ни на какое подорожание сырья не спишешь – дерево как росло из земли, так и растет, нужно спилить, высушить, обработать. Даже транспортировка не должна сильно на цену влиять – к нам лес поступает из Башкирии и Челябинской области, это рукой подать!
Урал56.Ру: – И все-таки цены повысились... Вы даже не предполагаете, что может быть причиной?
Курмамбай Кумакбаев: – Думаю, тут должны разбираться сотрудники компетентных органов, я не могу свои выводы делать. Конечно, могут влиять и естественные причины – если металл подорожал, это потянет за собой и подорожание другой продукции, так устроена экономика. Но не в два же раза, не в три! Думаю, здесь одними естественными причинами все не объяснишь.
Урал56.Ру: – И как это отразится на вас, строителях?
Курмамбай Кумакбаев: – Очень плохо отразится. Да и уже отразилось, что говорить… Кто покрупнее, у кого были какие-то запасы, тот получит убытки, но выкарабкается. У меня вот на складах тот же лес хранился, хоть и немного, это сильно выручило. И все равно дом, который мы строили на Горького, вы знаете, наверное, у нас уйдет в минус, мы ничего не заработаем на нем, только потеряем. Понятно, что этот год мы все, строители, я имею в виду, закончим с убытками, понятно, что придется людей по отпускам отправлять, никуда тут не денешься… Ну, а многие компании этого кризиса не переживут, разорятся. Особенно те, кто заключил контракты в конце прошлого года. Там все сметы рассчитывались исходя из старых цен, а сейчас все иначе, и выполнять такие контракты – это просто разорение. Но выполнять надо, куда деваться-то?
Урал56.Ру: – А ведь и сейчас контракты разыгрываются…
Курмамбай Кумакбаев: – Да, разыгрываются, и их не могут разыграть – никто не участвует в торгах. Это очень большая проблема, государственного уровня.
Урал56.Ру: – И когда, как вы думаете, будет откат к старым ценам? Когда материалы снова подешевеют?
Курмамбай Кумакбаев: – Я уже не первый такой кризис переживаю, и, исходя из опыта своего, могу сказать: они не подешевеют существенно, к прежнему уровню цены уже не вернутся. Просто в следующем году мы будем работать по другим ценам, заключать контракты по другим сметам.
Урал56.Ру: – То есть строительство в принципе подорожает? Но тогда в бюджет придется закладывать совсем другие суммы на строительство, ремонты и все прочее… А бюджет у нас и так не очень-то давал разгуляться.
Курмамбай Кумакбаев: – Именно! Какие-то работы, наверное, придется переносить, но не все можно перенести – аварийные ситуации придется устранять так или иначе, и обходиться это будет дороже намного. Нагрузка на бюджет увеличится очень сильно, тут вы правы.
Урал56.Ру: – И как эти перспективы оцениваются властями? Вы, как депутат, наверное, тоже этим озадачены?
Курмамбай Кумакбаев: – Власти понимают прекрасно, что ситуация сложная. Вот, буквально за час до встречи с вами я встречался с главой [Василием Козупицей]. Все ему доложил, обрисовал перспективы. Конечно, он обеспокоен, и все вместе мы будем искать пути, как из этой ситуации выбраться у нас в городе. Но как-то всерьез мы влиять не можем, это не городского уровня проблема. Я читал, что вице-премьер [Андрей] Белоусов очень жестко высказывался в адрес металлургов, говорил, что они сыграли на ситуации на международном рынке и увеличили доходы в разы, но при этом ударили по экономике России. То есть понимание того, что происходит, есть, и озабоченность есть. Надеюсь, что и реальные шаги будут сделаны в связи с этим. Потому что, повторюсь, такой взлет цен не только для строителей обернется серьезными проблемами, но и для всего общества в целом.