Старый и новый Генплан города Оренбурга, действующий документ слева
Оренбургские архитекторы раскритиковали новый проект Генплана города Оренбурга, который в 2023 году планирует утвердить министерство архитектуры Оренбургской области. Они выразили мнение, что новый документ «сырой» и недоработанный. Архитектор Сергей Бренев сказал, что подобная ситуация уникальна для России. Видео в Телеграм-канале Урал56.Ру.
11 июля прошло заседание экспертного совета Оренбургского филиала Союза архитекторов России. Оно длилось более 3 часов. Все выступающие архитекторы, проектировщики и преподаватели дали низкую оценку новому Генеральному плану Оренбурга, проект которого сейчас активно обсуждается. Архитекторы договорились в преддверии публичных слушаний письменно сформировать ряд своих претензий и направить их в администрацию города и в министерство архитектуры.

Архитекторы Сергей Бренев и Георгий Проскурин
- Центральная часть города – полностью отдана под общественно-деловую застройку.
- Дальнейшее сосредоточение транспортных потоков в центре города.
-
Генплан разработан без обсуждения с городским профессиональным сообществом.
-
В новом Генплане запланировано строительство автомагистрали вдоль Зауральной рощи, что негативно скажется на экологической составляющей.
- Разработчики отказались от второго обхода города с запада на восток вдоль поселка Нижнесакмарский.
- Строительство магистрали рядом с Ростошинскими прудами – нарушает права местных жителей.
Архитекторы рассмотрели и раскритиковали будущий район «Молодой Оренбург» из-за плотности построек, а также из-за планов построить школу на 5 тысяч детей в этой части города. Архитекторы выразили мнение, что минарх и разработчики пытаются на основе созданных мастер-планов изменить генплан.

Участники экспертного совета
Председатель регионального филиала Союза архитекторов России и бывший начальник Градостроительного департамента администрации Оренбурга Сергей Бренев сказал корреспонденту Урал56.Ру:
Нам непонятна цель разработки нового Генплана, так как действующий разработан до 2030 года. Этот документ был принят в 2008 году. Считаем ошибкой низкую подготовленность при разработке нового Генплана. Мы видим, что не был произведен сбор исходных данных, не изучена демография города, не привлечены к разработке ни сетевые организации, ни научные центры, ни общественность. Мы видим, что транспортная схема рассыпалась, нет никакой стратегии ее развития. Учитывая строительство особой экономической зоны в черте города, нас ждет транспортный коллапс и большая беда. Что касается дороги в Ростошами - вся эта территория была размежована, все дороги помешались в рамках действующего генплана. Никаких причин, кроме этого эскизного проекта «Молодого Оренбурга», менять эту транспортную систему нет. Из этого мы можем сделать вывод, что новый проект Генплана подтянули под проект «Молодого Оренбурга». Это совершенно недопустимо.
Также Сергей Бренев рассказал об уникальности ситуации.
Впервые город Оренбург не причастен ни к формированию технического задания, ни к формированию исходных данных, ни к работе с проектировщиками при создании Генплана. Город полностью был выключен из этого процесса. Я говорю не только о профессиональном сообществе, но и об администрации и городском Совете. Законные представители горожан не имеют никаких полномочий при принятии основных стратегических решений на ближайшие 20 лет. Ситуация уникальная, такого нет нигде в России, кроме города Оренбурга. Такая практика не может привести ни к чему хорошему.
Напомним, действующий сейчас генплан был разработан в 2008 году. Сейчас он считается устаревшим в связи с изменениями в экономике, демографии и современном градостроительстве. В 2022 году был объявлен конкурс на определение подрядчика, который разработает новый Генплан. Изначально на эти цели планировали потратить 78 млн рублей, однако позже сумма уменьшилась до 49 млн рублей. Тендер выиграла компания «Корпус» из Новосибирска, которую в феврале текущего года включили в реестр недобросовестных поставщиков. 13 июля состоятся публичные слушания по проекту. Они пройдут в ДК ТРЗ.